Главный редактор Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» Заместители главного редактора: Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет». <...> Члены редакционного совета: Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета; Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета (Республика Кыргызстан); Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (Республика Беларусь). <...> Учредитель: ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» ISSN 2073-8544 © Московский психолого-социальный университет <...>
Актуальные_проблемы_психологического_знания_№3_2016.pdf
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ № ФС77-62463 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов,
рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Главный редактор
Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук,
профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет».
Члены редакционного совета:
Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный
университет»;
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ
ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»;
Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального
развития Российского государственного профессионально-педагогического
университета;
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета
(Республика Кыргызстан);
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения
образования «Республиканский институт профессионального образования»
(Республика Беларусь).
Учредитель:
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2073-8544
© Московский психолого-социальный университет, 2016
© Актуальные проблемы психологического знания, 2016
Стр.2
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ковалева Н. Б. Обретение позиционности в интенции
понимания текста: медиагерменевтические способы
рефлексии и самоопределения .....................................................................................................7
Яковлева Е. Л. Внутренний имидж
и копинговые стратегии ................................................................................................................16
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Егоров И. В., Наумова Д. В. Содержание гражданского
мировосприятия молодежи разных регионов России
(на примере студентов Крыма и Дальнего Востока) ..........................................................22
Компаниец В. И. Особенности взаимосвязей социальной
адаптации, имплицитных представлений о мире
и психосоциальной зрелости у юношей и девушек
15–17 лет, обучающихся в школе и профессиональном
техникуме ...........................................................................................................................................28
Суворова И. Ю. Конструирование структуры социальной
идентичности личности ................................................................................................................40
Филатова М. В., Шелиспанская Э. В. Психолого-педагогические
и социально-экономические особенности социализации
детей-мигрантов: региональный аспект ..................................................................................48
Чуркин С. Д., Дубовицкая Т. А. Сотрудничество в контексте
учебной и профессиональной деятельности
и его психологические детерминанты .....................................................................................52
Шнейдер Л. Б. Я, семья, страна: общая картина
молодежных представлений о славе.........................................................................................60
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Гинзбург М. Р. Возможности коррекции личностного развития
в подростковом возрасте: коммуникативный подход ........................................................78
Звонова Е. В. Изучение характеристик понимания
музыкальных произведений разных культур .......................................................................82
Волов В. В. Инновационный подход к исследованию
базовых механизмов эмоционального интеллекта ..............................................................93
Лопаткова И. В. Особенности социализации
и субъектности дошкольников посредством
художественно-творческой деятельности ............................................................................102
Османов Г. Б., Ковальчук И. А. Взаимосвязь социального
интеллекта и толерантности в подростковом возрасте ...................................................107
3
Стр.3
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СПОРТА
И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Набойченко Е. С., Мехович Г. И., Кунышева С. Д., Гончарова Е. А.
Повышение профессиональной компетенции преподавателя
физической культуры в процессе формирования
коммуникативных навыков .......................................................................................................117
Смирнов К. Е., Афанасенков А. Л. О результатах реализации
комплекса ГТО в образовательных учреждениях:
психолого-педагогический сравнительный анализ успешности
выполнения норм и условий подготовки .............................................................................123
ПРОБА ПЕРА: СЛОВО НАЧИНАЮЩИМ
Видничук С. С. К вопросу об определении понятия
«креативность» в отечественной и зарубежной
психологии ......................................................................................................................................130
Сведения об авторах ...................................................................................136
Authors ......................................................................................................139
Правила оформления статей ........................................................................141
Стр.4
Table of contents
EDUCATION PSYCHOLOGY
Kovalyova N. B. Positionality acquisition in the text
understanding intension: reflection and self-determination
media-hermeneutical ways ................................................................................................................7
Yakovleva E. L. Teachers’ internal image and coping strategies ........................................... 16
SOCIAL PSYCHOLOGY
Egorov I. V., Naumova D. V. The youth’s of Russia various regions
civic world-view (on the example of the Crimea and
the Far East students) ................................................................................................................... 22
Kompaniets V. I. Junior colleges and schools 15–17 years old
students’ interconnections features of social adaptation,
implicit ideas of the world and psychosocial maturity ............................................................ 28
Suvorova I. Y. Personality’s social identity structure construction .................................... 40
Filatova M. V., Shelispanskaya E. V. Psychological and
pedagogical and social and economic features of migrant
children’s socialization: regional aspect ...................................................................................... 48
Churkin S. D., Dubovitskaya T. A. Cooperation in
the context of educational and professional activity and
its psychological determinants ..................................................................................................... 52
Schneider L. B. Me, my family and country:
overall picture of youth’s ideas of fame ....................................................................................... 60
DEVELOPMENT PSYCHOLOGY
Ginzburg M. R. Possibilities of the personal development
correction at teenage: communicative approach ...................................................................... 78
Zvonova E. V. Studying of various cultures music
understanding characteristics ....................................................................................................... 82
Volov V. V. An innovative approach to the research of
emotional intelligence basic mechanisms .................................................................................... 93
Lopatkova I. V. Features of the preschoolers’ socialization and
subjectivity by means of art and creative activity ..................................................................102
Osmanov G. B., Kovalchuk I. A. Interconnection of
teenager’s social intelligence and tolerance ..............................................................................107
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
OF SPORTS
Naboychenko E. S., Mekhovich G. I., Kunysheva S. D., Goncharova E. A.
Sports teacher’s professional competence improvement in
the course of communicative skills formation..........................................................................117
5
Стр.5
Smirnov K. E., Afanasenkov A. L. On the results of
the Ready to Work and Defense (RWD) complex realization at
schools: a psychological and pedagogical comparative analysis of
success in performance standards and training conditions ..................................................123
LITERARY DEBUT: THE FLOOR FOR BEGINNERS
Vidnichuk S. S. To the problem of the creativity concept
definition in the Russian and foreign psychology ...................................................................130
Authors ...........................................................................................139
Manuscript submission guidelines .......................................................141
Стр.6