Н.М.Карамзин
О любви к отечеству и народной гордости
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах.М.; Л., 1964.
Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.
Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех
людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не
местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями,
окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть
первое счастие, - а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную
прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей.
Лапланец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей.
Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту;
яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури,
как падение снега: они напоминают ему отечество! - Самое расположение нерв, образованных в человеке
по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться ее воздухом;
недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а
возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в
своем климате: закон природы и для человека не изменяется. - Не говорю, чтобы естественные красоты и
выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные
природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают
главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.
С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым
ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в
предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли,
воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая,
местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку.
Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: о каким удовольствием
они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже
знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им
кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в
характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так
сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец
или звеньев. - На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось
мне встретить голландского патриота, который, по ненависти к штатгальтеру и оранистам, выехал из
отечества и поселился в Швейцарии, между Ниона и Роля, У него был прекрасный домик, физический
кабинет, библиотека; сидя под окном, он видел перед собою великолепнейшую картину природы. Ходя
мимо домика, я завидовал хозяину, не знав его; познакомился с ним в Женеве и сказал ему о том. Ответ
голландского флегматика удивил меня своею живостию: "Никто не может быть счастлив вне своего
отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким
народом нельзя заменить сограждан. Я живу не с теми, с кем жил 40 лет, я живу не так, как жил 40 лет:
трудно приучать себя к новостям, и мне скучно!"
Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не
составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь
ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и
потому не все люди имеют его.
Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она
скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его
просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели
служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно
человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном
презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к
отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так, греки и
римляне считали себя первыми народами, а всех других - варварами; так, англичане, которые в новейшие
Стр.1