№1 проблемА формировАния личностных и метАпредметных результАтов обучения нА зАнятиях по дисциплинАм естественнонАучного циклА с. е. <...> МансуроВа (Московский институт открытого образования; e-mail: mansurovase@mioo.ru) В статье рассмотрена проблема требований к результатам общего естественнонаучного образования. <...> Подходы к формированию метапредметных результатов представлены с позиций специфики естественнонаучного познания, личностных результатов – в ракурсе гуманитаризации естественнонаучного образования. <...> Ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения общеобразовательных программ – принципиальная особенность ФГОС ОО [1] В перечислении заявленных результатов обращает на себя внимание не только их наименование, но и иерархическая последовательность И хотя переход на ФГОС ОО осуществлен уже несколько лет назад, мысль о том, что целью обучения является не процесс, а результат, и что во главе угла стоят личностные и метапредметные результаты, а не как прежде – предметные знания, принимается педагогическим сообществом с большим трудом Применительно к общему естественнонаучному образованию это заключение можно сделать на основании анализа его проблематики Проблема отбора содержания предметов естественнонаучного цикла. <...> Каждый учитель, каждый автор учебника по физике, химии, биологии не хочет расставаться ни с одним понятием, ни с одной дидактической единицей, которые представлены в классических школьных учебниках Более того, наблюдается видимая тенденция роста объема информации в учебниках (они буквально «пухнут»), поскольку авторы все активнее включают в предметное содержание результаты современных естественнонаучных исследований Какая предметная информация необходима и достаточна? <...> Какая избыточна? – вечные вопросы, актуальность которых только возрастает на фоне требований ФГОС ОО Проблема интеграции естественнонаучного образования Это обратная <...>