264 Елена Елагина «Не ко времени и не ко двору» Есть в истории русской литературы немало имен, к которым вполне приложимо библейское: не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. <...> Но есть имена вовсе особые, как бы стоящие на самой высокой вершине. <...> В этом ряду и имя Марины Ивановны Цветаевой. <...> Казалось бы, что еще можно сказать после подробнейших, блестяще написанных исследований Ирмы Кудровой, после книг Анастасии Цветаевой, Анны Саакянц, Виктории Швейцер, Марии Белкиной (обратите внимание — сплошь женские имена)? <...> Но вот является поэт Илья Фаликов — «Поэт напишет о поэте…» — и пишет восьмисотстраничный том. <...> Взгляд поэта на поэта всегда интересен, особенно, если это взгляд сквозь время, перекличка одного поэтического поколения с другим. <...> Скажем сразу: Фаликов в биографическом жанре не новичок и писать предпочитает именно о поэтах. <...> До Марины Цветаевой в той же «ЖЗЛ»-овской серии уже выходили его «Евтушенко. <...> Love story» — в 2014-м (думается, интерес к биографии Евтушенко в связи с его недавней кончиной резко возрастет) и «Борис Рыжий. <...> И вот — Марина Цветаева, или — в тексте книги — МЦ, как не только у Фаликова, но и у многих пишущих о ней. <...> Несомненное и, как представляется, главное достоинство этого тома — потрет Марины Илья Фаликов. <...> Цветаевой в первую очередь именно как поэта. <...> Да, невероятно драматичная судьба, а трагизм, да еще с таким финалом, всегда собирает немало зрителей, и все хотят подробностей. <...> Но в первую очередь ведь — великий поэт! <...> Прошу прощения за малоприличный каламбур, но стихи Цветаевой ничуть не выцветают со временем, напротив, ее поэзия (и проза здесь с поэзией на равных), которую она сама еще в молодости пророчески сравнила с хорошим вином, только настаивается, только набирает силу. <...> И как может не волновать любого поэта, тем более поэта-биографа, ее подвижническая, святая вера в силу слова и осуществление в слове поэтического естества. <...> Все помнят знаменитую и эффектную фразу, отчего-то <...>