ТУРБОВСКОЙ Сколько раз слышали мы от родителей: «Говорю, говорю ему, – как об стенку горох…» И не потому, что ребёнок, которому так настойчиво «говорят» о том, что такое хорошо, а что такое плохо, – упрям или глуп. <...> В разном возрасте дети способны к восприятию разной среды, окружающей их, оказывающей на них влияние. <...> Но очень часто ни учителя, ни родители не знают этого, не обращают на это внимание. <...> Да и педагогика вкупе с психологией говорят о том же. <...> Так исторически возник не только перед Ш семьёй, но и перед наукой вопрос: почему надо торопиться воспитывать дитя, когда оно «поперёк лавки», лежит, и уже мало что получается, когда – вдоль. <...> Психология научно на него ответила, объяснив, почему в воспитании ребёнка до четырёх-пяти лет удаётся достигать без особых трудов нужных результатов, а позже – нет… Установленная закономерность Фундаментальная значимость этого ответа в том, что каждая семья, независимо от каких бы то ни было своих особенностей, социальных и национальных отличий, именно в этом возрасте ребёнка достигает самых ироко известна народная мудрость: ребёнка нужно воспитывать, пока его высоких воспитательных результатов. <...> Было доказано, что именно в раннем детстве чувства и ощущения ребёнка обладают особой остротой восприятия оказываемых на него влияний. <...> Но установив эту генетическую предопределённость к восприятию внешних воздействий, углубившись в изучение столь значимой проблемы, психологи выявили, что на разных возрастных этапах сенситивность проявляется с разной степенью остроты. <...> Отмечают психологи и то, что обострённая сенситивность может стать системно определяющей характеристикой человека, ведущей к повышенной тревожности, боязни новых ситуаций. <...> Таким людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или 21 Управление и проектирование [ 46 – 54 ] концепции и системы пpeдстоящих событий, повышенная моральная <...>