«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ДЕЛО СЧАСТЛИВОЕ» В.В. МОРОЗОВ Кто он – Антон Макаренко? <...> Сталинист и проповедник подавления личности в коллективе или великий педагог всех времён и народов? <...> Однозначно: ни тот ни другой… Возвышения своей личности не признавал: «нисколько не претендую на звание великого изобретателя». <...> И ещё: «Я не педагогический мыслитель, не специалист-исследователь детской жизни и жизни детского учреждения. <...> Я фронтовой работник.». работником, и писал об этом: «Я меньше всего хочу сказать, что вот мне одному известны секреты работы, больше их никто не знает и поэтому никто не имеет права рассуждать о моём опыте. <...> Я только один из многих людей, находящих новые, советские пути воспитания, и я, как и все остальные, собственно говоря, стою ещё в начале дороги <…> Я теперь глубоко убеждён, что я скорее обыкновенный, средний педагог». <...> И лишь одна возвышенная оценка: «Я был просто народным учителем». <...> Зарубежный научный мир назовёт МаА каренко «великим явлением в мировой педагогики». <...> Держа в руках «Педагогическую поэму», крупный немецкий учёный Герман Нооль скажет: «Можно только завидовать русскому народу, который владеет таким богатством <.> <...> Тогда же было предложено рассматривать педагогическое творчество Макаренко как «самостоятельную субстанцию, независимую ни от политики, ни от идеологии». <...> Для многих исследователей А.С. Макаренко представлялся «великой и загадочной личностью». <...> Оптимистическая мера человеческих возможностей, доверие, уважение к личности, педагогическое мастерство, решающее слово, опыт и творчество – это и есть составляющие ценности человека труда. <...> Отправным моментом макаренковской педагогики стало признание и доказанность того, что можно восстанавливать экономику и решать сложные социальные проблемы на определённых педагогических началах, если в центре внимания человек и его дело. <...> Принципиальная позиция, которой придерживался великий педагог, сводилась к следующему <...>