Воловикова, Л. Ш. Мустафина Исследование социальных представлений о совести учащейся молодежи1 В статье приведены результаты эмпирического исследования структуры социальных пред ставлений о совести у современной российской учащейся молодежи в зависимости от нравст венной направленности личности, выявляемой с помощью методики «Добро — Зло» (Л. М. Попов и А. П. Кашин). <...> Показано, что чем большее значение совести в жизни человека придают респонденты, тем чаще они стремятся к добру в своем поведении и в отношении к окружающим. <...> Группу молодежи с высоким уровнем направленности на добро также отличают представления о том, что наличие совести у человека — это характеристика его духовной силы, свободы от мнения других людей или давления обстоятельств. <...> Ключевые слова: нравственная направленность, нравственная элита, совесть, структура социальных представлений, направленность на добро, уровень человечности, молодежь. <...> Исследования нравственной направленности личности, которые актив но велись в советской психологии и педагогике (Л. И. Божович, А. С. Мака ренко, К. К. Платонов, В. А. Сухомлинский, В. Э. Чудновский и др.), вновь востребованы и поновому осмыслены в последние годы. <...> Происходящие изменения в стране и в мире во многом коснулись нравственной сферы. <...> Способность эта напрямую зависит от состояния совести человека. <...> Согласно представлениям русских людей, закрепленным в пословицах и поговорках, собранных Далем [5], совесть является глубинной и независи мой инстанцией, тесно связанной с личностью человека и способной регу лировать его нравственное состояние. <...> Карающие функции совести связаны с чувством стыда и страданием, обозначаемыми в русском языке словом «угрызения». <...> . От состояния совести зависят сон человека и его отношение к смерти. <...> Совесть связана с честью, и ценность ее выше самой жизни [2]. <...> Совесть не только свидетельствует о добром и злом, но и воздействует на личность человека. <...>