Сотскова УДК 623.464.34 КОМБИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ А. М. <...> Касимов, Э. М. Мамедли Рассмотрены вопросы реализуемости на струйной технике резервного канала комбинированной системы управления летательным аппаратом. <...> ВВЕДЕНИЕ В своих многочисленных работах, например в книге [1], Б. С. Сотсков заложил основы теории и практики проектирования отказоустойчивых систем управления (СУ), которые и в настоящее время являются весьма востребованными. <...> В связи с появлением развитых высокотехнологических объектов резко возрастает сложность их СУ, к живучести которых предъявляются повышенные требования. <...> Действительно, любой сбой в СУ летательного аппарата (ЛА), атомной станции, океанского лайнера, пассажирских аэробусов и поездов может привести к непредсказуемым последствиям и катастрофам. <...> Поэтому повышение живучести СУ таких объектов представляется сегодня наиболее актуальной задачей. <...> Одной из существенных причин, влияющих на устойчивость работы сложных СУ, являются внешние воздействия дестабилизирующих факторов (ДФ), которые могут быть как природными (естественными), так и вызваны специально разработанными целенаправленными (искусственными) средствами. <...> Под естественными ДФ будем понимать грозовые разряды, радиационные потоки космического пространства, электромагнитные поля и т. п., а под искусственными — ионизирующие, сверхвысокочастотные и лазерные излучения, а также пучки нейтральных частиц и т. п. <...> Обеспечить непрерывность управления ЛА в условиях воздействия внешних ДФ возможно только введением в состав СУ дополнительного резервного канала, построенного, в частности, на 2 Sensors & Systems · ¹ 4.2008 элементах струйной техники. <...> В инвариантном к ДФ резервном канале параллельно основному решаются задачи управления ЛА, что позволяет сохранить управление на тех участках полета, на которых происходит потеря работоспособности электроники. <...> Таким образом, комбинированная СУ должна <...>