СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРЕССИНГА: БИОГРАФИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ © 2017 Е.В. Викторова Начиная с конца ХХ века среди факторов, влияющих на про явление и реализацию талантливости, все большее внимание исследователей привлекает импрессинг — сильное впечатление (как правило, однократное), получаемое личностью в детско подростковом возрасте и в благоприятных условиях среды при водящее ее к значительным достижениям в какойлибо обла сти. <...> На обширном биографическом материале ученый проанализировал сложную природу человеческих способно стей (“Генетика этики и эстетики”, “Генетика гениальности”, “Педагогическая генетика” и др.), обратившись к наименее изученному аспекту проблемы детерминации творческой дея тельности — сознательности/бессознательности личности в ее творческом самоизъявлении. <...> В.П. Эфроимсон предложил отличать гениев потенциаль ных (рождающихся таковыми) от гениев развившихся, а по следних в свою очередь — от гениев реализовавшихся. <...> И если потенциально талантливой или гениальной личность становит ся благодаря генетическим факторам, то развитие и реализация дарований определяется факторами социальными [26]. <...> Опира ЧЕЛОВЕК 2/2017 Викторова Елена Викторовна — кандидат педагоги ческих наук, доцент кафедры “Теория и практика социаль ной работы” ФГБОУ ВО “Пензенский государственный университет”. <...> Еmail: vikele@mail.ru 169 ясь на данное представление и учитывая тот факт, что совре менное социогуманитарное знание признает многогранность и полидетерминированность феномена талантливости, предла гаем рассмотреть импрессинг как одну из ее детерминант, при этом считаем необходимым выйти за генетические и соци альногенетические рамки, в русло социокультурного подхода, согласно которому человек есть существо биосоциокультурное. <...> В импрессинге как бы преломляются социальнокультур ные, социальноэкономические и социальнопедагогические факторы <...>