УДК 681.5.620.193 МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ Б. В. <...> Скворцов, М. И. Зарецкая, И. С. Зарецкий Приведены результаты моделирования в пакете MATLAB и оптимизации параметров системы управления автоматизированной установкой нанесения эмалевого покрытия на внутреннюю поверхность труб. <...> В предложенной системе нанесения покрытий способом управляемого слива [1] возможны различные варианты технических решений [2—4]. <...> Принцип функционирования разработанной системы основан на стабилизации скорости вытекания материала из полости трубы в процессе нанесения покрытия. <...> Схема установки нанесения покрытий представлена в работе [1]. <...> Разработанная функциональная схема системы [4] содержит пять основных звеньев, причем в блоке 1 происходит сравнение заданной скорости V0 движения с ее текущим значением V, которое получается в результате перемещения x двигателем W2 траверса, изменяющего пропускную способность α шланговой задвижки таким образом, чтобы скорость движения приближалась к эталонной. <...> Функциональная схема системы, в которую, в сравнении с предыдущими работами, введен блок 6, позволяющий провести оптимизацию параметров всей системы, приведена на рис. <...> 2, показывающем изменение скорости по длине трубы. u(V0) – W1, 3 u(H) Задача исследования влияния параметров блоков на стабилизацию скорости состоит в обеспечении максимально длинного участка стабильного двиW5 – 5 H W4 6 W6 S(t) Рис. <...> Функциональная схема системы управления нанесением покрытия Датчики и Системы · ¹ 2.2014 21 V f(H, α) u(V) 4 α q(x) жения жидкости. <...> Равномерность толщины покрытия зависит от выбора двигателя, управляющего пропускной способностью сливной задвижки. <...> Передаточная функция двигателя имеет вид W2(p) = k2/p(T2p + 1), где T2 — постоянная времени двигателя. <...> Этот параметр влияет только на передний фронт характеристики. <...> Важным параметром сливной задвижки является зона нечувствительности к воздействию двигателя, которая влияет только на смещении <...>