XX век © 2017 г. Л.Н. БРОВКО НАЦИЗМ И РЕЛИГИЯ Сильная националистическая традиция имела в Германии свои древние исторические истоки и корни. <...> Взявшая на себя роль национального объединителя церковная Реформация в начале XVI в. не выполнила свою задачу. <...> Лютера на единую национальную церковь на базе протестантизма (его лютеранской ветви) не оправдались. <...> Реформация лишь усугубила раскол Германии, теперь уже по конфессиональному признаку. <...> Вторая крупная попытка создания единой национальной церкви, предпринятая О. фон Бисмарком в 70–80-е годы ХIХ в., также не удалась. <...> Но Второй рейх пал, наступило время Веймарской республики, провозгласившей свободу совести и отделение церкви от государства. <...> Реакцией на вызванное Версальским диктатом чувство унижения немецкой нации была идеология ее величия и избранности. <...> Росло влияние национал-социализма с его арийскими, расистскими теориями, идеями превосходства немцев над другими народами. <...> Все чаще теоретизировали по поводу создания новой единой национальной церкви, которая отбросила бы пессимизм и догматы христианского гуманизма и покаяния, подчеркнула бы избранность и величие немецкого народа. <...> Бровко Людмила Николаевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. <...> Гогартен считал, что в Германии должен быть возрожден истинный германский дух, якобы освященный сверху, истинный божественный порядок, якобы прерванный безбожным засильем интеллекта и разума, идеями свободы, равенства и братства, вызванными Французской революцией конца XVIII в. и воплощенными в Ноябрьской революции 1918 г. в Германии2. <...> Юнгом, Гогартен настаивал на необходимости создания в Германии сильного абсолютистского, авторитарного государства, которое сменило бы «анархический» разгул Веймарской республики3. <...> Штапель, развивая мысли Гогартена, подчеркивал, что идея рейха означает новый порядок не только в Германии, но и (под германским руководством <...>