53, ¹2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЙ КОДИРУЕМЫХ АМИНОКИСЛОТ НА АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ APIS MELLIFERA L. <...> И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия E-mail: polosataya2@mail.ru Н. Г. ЛОПАТИНА, Т. Г. ЗАЧЕПИЛО, Н. Г. КАМЫШЕВ, Н. И. ЧАЛИСОВА ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЙ КОДИРУЕМЫХ АМИНОКИСЛОТ НА АССОЦИАТИВНОЕ. <...> Резюме В работе изучено влияние на формирование кратковременной и долговременной памяти медоносной пчелы сочетаний двух кодируемых аминокислот, стимулирующей и ингибирующей память, в условиях изолированного действия. <...> Использовали метод условных рефлексов—образование условного пищевого рефлекса вытягивания хоботка на обонятельный раздражитель путем однократного сочетания запаха гвоздики и раствора сахарозы. <...> Наличие выработанной условной реакции тестировали через 1 мин (кратковременная) и 180 мин (долговременная память) по окончании процедуры обучения. <...> Полученные данные свидетельствуют о стимулирующем влиянии двух аминокислот, альтернативно действующих на формирование памяти при их изолированном использовании. <...> Стимулирующая аминокислота присутствовала в смеси во всех испытаниях (8 комбинаций) в подпороговой концентрации, т. е. не оказывала влияния на процессы формирования памяти. <...> В ряде экспериментов стимулирующий эффект смеси аминокислот (например, стимулирующей аспарагиновой кислоты и ингибирующей—лизина и аспарагиновой кислоты и серина) значительно превосходил действие одной стимулирующей аминокислоты в пороговой концентрации. <...> Интересно отметить сходство в действии сочетаний аминокислот на процессы формирования памяти у медоносной пчелы и на пролиферативную активность клеток в эксплантатах тканей разного генеза у крыс. <...> В связи с этим в эволюции сложилась весьма консервативная система, позволяющая «отслеживать» дефицит или, напротив, избыток поступающих извне аминокислот, и путем регуляции пищевой мотивации (аппетита) поддерживать метаболический <...>