Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 616683)
Контекстум

О поэзии И. Ф. Анненского

0   0
Первый авторИванов Вячеслав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID5917
Кому рекомендованоКритика
Иванов, В.И. О поэзии И. Ф. Анненского : Статья / В.И. Иванов .— : [Б.и.], 1909 .— 8 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5917 (дата обращения: 18.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ѳ. Анненскій -- лирикъ -- является въ большей части своихъ оригинальныхъ и трогательныхъ созданій символистомъ того направленія, которое можно было бы назвать символизмомъ ассоціативнымъ. <...> Въ эволюціи символизма описанный выше методъ (преимущественно изобразительный по своей задачѣ), любимый методъ Анненскаго, кажется почти оставленнымъ; мы обращаемся къ тому, который мы ему противоположили. <...> И, конечно, мы не жертвуемъ чувствомъ тайны и всею трагической лирикой міровыхъ загадокъ; но, крѣпче и бодрѣе вѣруя въ реальность непризрачнаго смысла явленій, мы увѣреннѣе отправляемся въ темные предѣлы сущностей отъ конкретнаго и видимаго, тогда какъ старый методъ -- методъ Маллармэ и Анненскаго -- возвращаетъ насъ, по совершеніи экскурсіи въ область "соотвѣтствій", къ герметически-замкнутой загадкѣ того же явленія. <...> Въ поэзіи Анненскаго изъ этой гаммы настойчиво слышится повсюду нота жалости. <...> И какъ трогательно, какъ подлинно любитъ своего Протесилая несчастная Лаодамія, утѣшенная только иллюзіей воскового изображенія да призрачнымъ трехчасовымъ свиданіемъ съ выходцемъ изъ могилы, но больше всего погребальнымъ костромъ въ честь погибшаго героя, гдѣ она истаиваетъ вмѣстѣ съ возлюбленнымъ восковымъ кумиромъ. <...> Поэтъ всегда и во всемъ, когда онъ прикасался къ струнамъ своей лиры, Анненскій умѣлъ, какъ всѣ истинные поэты, противорѣчить себѣ. <...> II Анненскій, гуманистъ и истолкователь Эврипида, сталъ самъ драматургомъ -- ученикомъ и подражателемъ излюбленнаго трагика, въ художественной же фикціи и иллюзіонной условности -- какъ бы его продолжателемъ и восполнителемъ. <...> Своими темами онъ избираетъ разработанныя Эврипидомъ въ не <...>
О_поэзии_И._Ф._Анненского.pdf
О ПОЭЗІИ И. Ѳ. АННЕНСКАГО "Аполлонъ", No 4, 1909 OCR Бычков М. Н. И. Ѳ. Анненскій -- лирикъ -- является въ большей части своихъ оригинальныхъ и трогательныхъ созданій символистомъ того направленія, которое можно было бы назвать символизмомъ ассоціативнымъ. Поэтъ-символистъ этого типа беретъ исходною точкой въ процессѣ своего творчества нѣчто физически или психологически конкретное и, не опредѣляя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображаетъ рядъ ассоціацій, имѣющихъ съ нимъ такую связь, обнаруженіе которой помогаетъ многосторонне и ярко осознать душевный смыслъ явленія, ставшаго для поэта переживаніемъ, и иногда впервые назвать его -- прежде обычнымъ и пустымъ, нынѣ же столь многозначительнымъ его именемъ. Такой поэтъ любитъ, подобно Маллармэ, поражать непредвидѣнными, порой загадочными сочетаніями образовъ и понятій и, заставляя читателя осмыслить ихъ взаимоотношенія и соотвѣтствія, стремится къ импрессіонистическому эффекту разоблаченія. Разоблаченный такимъ методомъ объектъ поэтическаго созерцанія, когда имя его ясно раздастся въ сознаніи читателя, кажется ему новымъ и какъ бы впервые пережитымъ, перспектива, въ которой онъ рисуется, углубленной, его послѣдній смыслъ -требующимъ какой-то послѣдней разгадки. Два примѣра, взятые изъ первой книги стиховъ только-что ушедшаго отъ насъ и нами оплаканнаго поэта ("Тихія Пѣсни"), пояснятъ вышесказанное. По блѣдно-розовымъ оваламъ, Туманомъ утра облиты, Свились букетомъ небывалымъ Стального колера цвѣты. И мухъ кочующихъ соблазны, Отраву въ глянцѣ затая, Пестрятъ, назойливы и праздны, Нагія грани бытія. Но лихорадкою томимый, Когда недѣлями лежишь, Въ однообразьи ихъ таимый Поймешь ты сладостный гашишъ, Поймешь, на глянцѣ центифолій Считая бережно мазки... И строя ромбы по неволѣ Между этапами Тоски. Трагизмъ прикованнаго къ земной пыли, изнемогающаго въ своей эмпирической ограниченности "безкрылаго духа, полоненнаго землей", переживается здѣсь путемъ послѣдовательнаго воспріятія ряда чувственныхъ раздраженій и связанныхъ съ ними побочныхъ представленій, которыя, будучи съ достаточною живостью воспроизведены воображеніемъ читателя, даютъ ему одновременно простое, слишкомъ -- до ироніи -- простое постиженіе, что рѣчь идетъ объ обояхъ, которыми оклеена комната больного, и далекое, до мистики далекое предчувствіе, что эти обои -- одинъ изъ потрясающихъ гіероглифовъ міровой тайны о индивидуальномъ бытіи и проклятіи тѣсноты его, о темничныхъ граняхъ личности и ея томительно-долгомъ и сомнительно-темномъ пути къ истинному свободному бытію чрезъ цѣпенящую и неподатливую косность бытія призрачнаго. Все стихотвореніе названо "Тоска", и пошло разубранная грязно-блѣдноватыми розами одежда этой богини и ея -- отъ страдальческаго надрыва духа -почти "сладостное" очарованіе страшнѣе, быть можетъ, чѣмъ черное знамя Царицы-Тоски у Бодлэра, развернутое надъ челомъ болѣющаго сплиномъ поэта. А вотъ "Идеалъ": Тупые звуки вспышекъ газа
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически