Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Человек  / №1 2017

П. ЧААДАЕВ: СОЦИАЛЬНЫЙ КРИТИК, ФИЛОСОФ, РЕЗОНЕР? (200,00 руб.)

0   0
Первый авторМареева
Страниц11
ID591100
АннотацияПодвергнута критике “легенда” о Чаадаеве как основоположнике русской революционно-освободительной мысли. На основе анализа “Философических писем” и “Апологии сумасшедшего” показан переход в историософской концепции Чаадаева от умозрительного оксидентализма к обоснованию преимуществ русской монархии. Проанализирован культурный феномен “чаадаевщины” как проявления на русской почве байронизма и дендизма
Мареева, Е.В. П. ЧААДАЕВ: СОЦИАЛЬНЫЙ КРИТИК, ФИЛОСОФ, РЕЗОНЕР? / Е.В. Мареева // Человек .— 2017 .— №1 .— С. 165-175 .— URL: https://rucont.ru/efd/591100 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но что есть Чаадаев без “телеско пической истории”? <...> И что такое “телескопическая история” без своеобразия индивидуальности Чаадаева? <...> Они не оставили Чаадаева и после его смер ти” [7, с. <...> Но почему возникли две противоположные трак товки социальной критики в творчестве Чаадаева? <...> И как тог да понимать Герцена, который сравнивал публикацию перво го “Философического письма” Чаадаева с выстрелом “в тем ной ночи”, пробудившим русскую мысль после разгрома декабризма? <...> И у других советских исследова телей творчества Чаадаева можно найти указания на противоречи вость и парадоксальность его по зиции. <...> И этот весьма осведомленный специалист указывает на “поли тическую межеумочность” исто риософской концепции Чаадаева. <...> Публикация первого письма повлияла на формирование 164 русского исторического самосознания. <...> Этим абстрактным обличением русской православной церкви, которая несет на себе печать церкви византийской, и завершает Чаадаев указанную критику крепостничества. <...> И это соответствует сути историософских взглядов, заявленных им в первом из “Фило софических писем”. <...> СенСимон, то в нем была пред ставлена радикальная критика иного плана. <...> Как и во французской философии на чала XIX века, историософия Чаадаева, в понимании Шпета, основана не на логическом доказательстве, а на нравственном обличении. <...> От сюда следует вывод Шпета, что Чаадаев не столько философ истории, сколько моралист и резонер [там же, с. <...> Существует мнение, что Чаадаев был обречен на многолет ний медикополицейский надзор, в чем и выразилась жесто кость расправы с ним после опубликования первого из “Фило софических писем”. <...> 167 В историософии Чаадаева нет тех элементов демократиз ма, которые мы находим у славянофилов. <...> Тем не менее, в истории России был момент, отмечает в “Апологии” Чаадаев, когда русский народ, “сразив врага свободным порывом всех скрытых сил своего существа, под нял на щит благородную <...>