Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Человек  / №1 2017

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: ДВА ОПЫТА ФИЛОСОФСКОЙ АВТОБИОГРАФИИ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКлимова
Страниц7
ID591097
АннотацияВ статье рассмотрен опыт философской автобиографии на примере трилогии В. Розанова и “Самопознания” Н. Бердяева. Представлен особый способ самоописания философа через хронотоп неуместного и несвоевременного, резко отличающийся от событийного времени их бытовой биографии
Климова, С.М. НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: ДВА ОПЫТА ФИЛОСОФСКОЙ АВТОБИОГРАФИИ / С.М. Климова // Человек .— 2017 .— №1 .— С. 133-139 .— URL: https://rucont.ru/efd/591097 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ: ДВА ОПЫТА ФИЛОСОФСКОЙ АВТОБИОГРАФИИ © 2017 С.М. Климова Если понимать под философской автобиографией историю ду ха, самосознания и мировоззрения ее творца, то “трилогию” (“Уединенное” и два короба “Опавших листьев”) В.В. Розанова и “Самопознание” Н.А. Бердяева можно считать яркими при мерами биографий подобного типа. <...> Бердяев неоднократно указывал на свою тягу к философии с детства, осознанию “себя человеком, который по святит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни” [2, с. <...> Этот путь для него не был связан с карьерой профессио нального философа — университетского профессора. <...> Обнаружив в себе тягу к философии как смысл и предназна чение, оба воспринимали свое философское Я как “несвоевре менное” (Бердяев), “неуместное” (Розанов), не совпадающее с тем, что принято называть жизненной — хронологической— биографией человека. <...> Розанов для этого состояния использовал “неологизм” “несовокупляющийся человек” [4, с. <...> Та же установка доминирует в субъективистском (персоналистиче ском) самопознании Бердяева, который принципиально отлича ет себя от рода, семьи, общества, истории, даже Бога. <...> Email: sklimova@hse.ru Статья подготовлена в ходе проведения исследования (№ 17010018) в рамках Программы «Научный фонд На ционального иссле довательского уни верситета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2017–2019 годах и в рамках государст венной поддержки ведущих университе тов Российской Фе дерации “5–100”. <...> 131 ность” и “одиночество” — вот глав ные маркеры философского самосо знания мыслителей. <...> Будучи внешне антиподами: Розанов— апологет религии семьи, рода, мо нархии; Бердяев — страстный про пагандист свободы личности, субъ ективизма, мистического анархиз ма, асексуальности, они совпали в своем внутреннем философском самоописании и самовосприятии. <...> Объединяет их прежде всего живой религиозный опыт, которого нет в биографии, но этим опытом <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически