Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум
Этнографическое обозрение  / №1 2017

НАРОДНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВЫСКАЗЫВАНИЕ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторАдоньева
Страниц27
ID590897
АннотацияОтозваться на статью И. А. Морозова и И. С. Слепцовой, ответив на вопросы, которые были предложены редакцией журнала, – трудная задача, поскольку вопросы эти касались не феноменов, исследуемых и описываемых авторами, но тех теоретических контекстов, которые привлекались для их толкования. Я бы для исследования этого, действительно очень яркого и заслуживающего пристального внимания антропологов, явления предложила другие понятийные схемы и избрала другие стратегии. Во-первых, анализ фигуративного и колористического языка, используемого в украшении садов и огородов, с точки зрения артикулируемого эстетического канона. Очевидно, на этом пути мы обнаружим, что образный ряд и колористические приемы позаимствованы из росписей на стенах советских детских садов и поликлиник, из раскрасок, поделок, которым советских детей обучали педагоги, адаптированных для детского чтения народных сказок и пр.
Адоньева, С.Б. НАРОДНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВЫСКАЗЫВАНИЕ / С.Б. Адоньева // Этнографическое обозрение .— 2017 .— №1 .— С. 125-151 .— URL: https://rucont.ru/efd/590897 (дата обращения: 20.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Народный дизайн как высказывание КОММЕНТАРИИ ЭО, 2017 г., № 1 © С. Б. Адоньева НАРОДНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВЫСКАЗЫВАНИЕ Отозваться на статью И. А. Морозова и И. С. Слепцовой, ответив на вопросы, которые были предложены редакцией журнала, – трудная задача, поскольку вопросы эти касались не феноменов, исследуемых и описываемых авторами, но тех теоретических контекстов, которые привлекались для их толкования. <...> Я бы для исследования этого, действительно очень яркого и заслуживающего пристального внимания антропологов, явления предложила другие понятийные схемы и избрала другие стратегии. <...> Во-первых, анализ фигуративного и колористического языка, используемого в украшении садов и огородов, с точки зрения артикулируемого эстетического канона. <...> Очевидно, на этом пути мы обнаружим, что образный ряд и колористические приемы позаимствованы из росписей на стенах советских детских садов и поликлиник, из раскрасок, поделок, которым советских детей обучали педагоги, адаптированных для детского чтения народных сказок и пр. <...> Цели подобной коммуникации могут быть разными – можно стремиться показать себя (драматургическое или презентационное действие), можно стремиться показать свою вовлеченность (нормативное действие или следование традиции); рассматриваемые визуальные высказывания можно проанализировать с точки зрения типов коммуникативного действия (например, привлекая для этого работы Юргена Хабермаса). <...> Не менее интересен вопрос индивидуального высказывания на языке предметов в пространстве, открытом для публичного обзора: в отличие от частушки или анекдота, которые могут быть анонимными с точки зрения авторства, ваятель остается автором своего творческого продукта, он несет ответственность за свое высказывание. <...> И это обстоятельство не позволяет полностью отнести “садовый дизайн” к коллективной традиции. <...> Значимость авторства ставит рассматриваемую практику в один ряд с иными художественными практиками <...>