163–172 Л.Э. Крыштоп “Речь о практической философии китайцев” (1721): Статья посвящена рассмотрению знаменательного для эпохи раннего немецкого Просвещения события изгнания Хр. <...> Немаловажную роль при этом сыграли лидер пиетистов Иоахим Ланге, сменивший Вольфа в 1721 г. на посту ректора университета Галле, и произнесенная Вольфом “Речь о практической философии китайцев”. <...> Анализ текста этой речи позволяет лучше понять аспекты моральной философии самого Вольфа и особенности немецкого Просвещения в целом, а также ответить на вопрос о том, действительно ли у нас есть основания вслед за пиетистами считать Вольфа атеистом. <...> В то же время изгнание Вольфа из Галле, вне зависимости от степени оправданности выдвинутых против него обвинений, явилось поистине знаковым для мыслителей того времени, равно как знаковым оказалось и его возвращение в Галле после восшествия на престол Фридриха II. <...> Именно оно и сделало фигуру Вольфа своего рода символом борьбы сил просвещения и сил церковной реакции, увенчавшейся триумфальной победой первых над вторыми. <...> КРЫШТОП Людмила Эдуардовна – кандидат философских наук, ассистент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов (РУДН), Москва. <...> ricpatric@gmail.com Статья поступила в редакцию 10 ноября 2016 г. Цитирование: Крыштоп Л.Э. <...> “Речь о практической философии китайцев” (1721): к вопросу изгнания Хр. <...> Христиан Вольф (1679–1754) в контексте разговора об эпохе Просвещения в Германии является фигурой весьма важной, интересной и вместе с тем неоднозначной, прежде всего, благодаря разнообразию и разносторонности оставленного им философского наследия. <...> И главным камнем преткновения здесь можно считать, по сути, вопрос, а был ли собственно Вольф просветителем и если да, то в какой мере [Hinske 1986, 306; Theis 2013, 3–4]? <...> Шнайдерс полагает, что с Просвещением Вольфа роднит его рационализм и внешняя форма изложения его идей, тогда как их содержание явно схоластично в своей основе [Schneiders 1974 <...>