2/2016 СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИ ЗАКОНОМЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В.А. <...> Кумбс Приглашение профессора А.А. Остапенко к обсуждению его ста тьи о современном кризисе образования побудило меня провести «ревизию» собственных представлений на этот счёт и оформить несколько соображений, которые, как мне кажется, могли бы быть полезными в осмыслении обозначенной проблемы. <...> Педагогические технологии №2 2016 г. 57 2/2016 В контексте этого подхода современное состояние системы образования представ ляется закономерным продолжением её предыдущего развития, результатом раз вития системы в целом, т.е. как состояние исторически возникшее, развивавшееся и развивающееся в настоящее время. <...> Поэтому если искать выход из кризис ного положения, в котором оказались се годня школа и вся система образования в целом, то сначала не мешало бы разо браться с тем, что этому кризисному со стоянию предшествовало и какова его непосред ственная причина. <...> 2. в основе всякой системы образования — от самой примитивной по своей структуре до сложнейшей — лежит отношение «учитель — ученик» Это отношение является базовым, господ ствующим, системообразующим, поскольку оно выражает сущность образовательного процесса и заключает в себе смысл создания самой системы. <...> Именно отношение «учитель — уче ник» определяет качество системы в це лом. <...> Существенное изменение отношения «учитель — ученик» влечёт за собой кар динальные изменения и всей системы об разования в целом. <...> Теория для практиков если принципиально меняется характер господствующего отношения. <...> Как это, например, сделал педа гог пять столетий назад, когда уже не мог обучать своих многочисленных учеников старым методом «одиночного обучения». <...> 3. первый кризис образования, предшествующий нынешнему, был кризисом одиночного (индивидуального) обучения О том, какие серьезные затруднения начал испытывать в XV–XVI вв. учитель и какой вы ход удалось ему <...>