2/2016 КОНКУРЕНТНЫЙ ЛИДЕР ИЛИ ЧЕЛОВЕК, СТРЕМЯЩИЙСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ? о кризиСе бриТанСкого образования И.В. Орлова Любая христианская система образования Христоцентрична. <...> Британская образовательная система когда-то была именно такой, она ставила своей сверхцелью воспитание «человека совершенного», основываясь на одной из главных заповедей Библии, где даётся наставление Иисуса Христа о подлинной жизни человека: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. <...> Вот как, например, определяет перфекционизм Н.Г. Гаранян, ссылаясь на англоязычные авторитет ные источники2: «В классических определениях данный конструкт [перфекционизм. <...> О.] включал один параметр — тенденцию личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как след ствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами»3. <...> 3 Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Современная терапия психических расстройств. <...> 40 Педагогические технологии №2 2016 г. английском языке для обозначения слова «совершен» исполь зуется слово «perfect»: «Be ye therefore perfect, even as your И.В. Орлова. <...> О кризисе британского образования Можно привести также цитату известного американского психолога и публициста, повлиявшего на умы многих поколений, доктора Харриет Брейкер, которая утверж дала, что «стремление к превосходству (excellence) мотивирует вас; стремление к перфекционизму/совершенству (perfection) деморализует»4. <...> Скорее всего, масштабная секуляриза ция образования, постепенно изменившая английское понятие «perfect» от когдато понимаемого как абсолютное совершенство к ныне толкуемому как психическое расстройство, привела к изменению обра зовательной сверхцели в англосаксонских школах. <...> Понятие полноты или совершен ства изменяется на новое — excellence5 — превосходство. <...> «Excellence» практически полностью ме няет смысл образовательной сверхцели, которая теперь имеет большее отношение <...>