21–30 ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ В ИСТОРИКО-ПРАВОВОМ КОНТЕКСТЕ (Статья первая) © 2016 г. Орест Владимирович Мартышин1 Федеральный закон от 30 июня 2013 г. рассматривается в сравнении с законодательством о цензуре и религиозных преступлениях в дореволюционной России и за границей. <...> Очередным ярким проявлением политики, направленной на создание режима наибольшего благоприятствования для некоторых религиозных организаций, стал Федеральный закон “О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных чувств и убеждений граждан” от 30 июня 2013 г. (далее – Закон от 30 июня 2013 г.). <...> 1 Законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь был внесен в Государственную Думу в сентябре 2012 г. представителями всех фракций. <...> Части 1 и 2 вводят новый состав преступления – “Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих” (ч. <...> 22 МАРТЫШИН * * * Известны два правовых способа государственной защиты религии от посягательств: цензура и преступления против веры. <...> Ярким примером бдительности дореволюционной российской цензуры служит запрет в 1889 г. на 6-ю кн. сочинений Н.С. Лескова, в которую вошел очерк “Мелочи архиерейской жизни”. <...> – В одних “Мелочах архиерейской жизни” я погрешил (по неведению),представив архиереев, как писал мне один умный владыка, “лучше, чем они есть на самом деле”»5. <...> Н.С. Лесков был убежден, что пороки церковных учреждений должны служить объектом общественного внимания и критики, видя в этом путь нравственного возрождения: “Так называемый консерватизм, чаще всего у нас сходящийся с полною косностию, недавно дошел было до того, что наши пустосвяты были склонны видеть зло в самом возрастающем внимании мирян к делам церкви… <...> Вера же наша, несомненно <...>