УПРАВЛЕНИЕ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И НАВИГАЦИЯ У правление подвижными объектами и навигация УДК 519.68:15:681.5 СИСТЕМА ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ АКВАТОРИИ НА ОСНОВЕ НЕЙРО-НЕЧЕТКОЙ СЕТИ1 В.М. Гриняк, А.С. Девятисильный Рассмотрена модель информационной системы, оценивающей безопасность коллективного движения морских судов. <...> В основу разделения уровней опасности положены характер сближения судов, время до сближения и степень маневрирования судов. <...> Ключевые слова: управление движением судов, опасное сближение, траектория движения, маневрирование судна, нечеткая нейронная сеть. <...> ВВЕДЕНИЕ Навигационная безопасность движения — важнейший аспект организации перевозок и планирования работы морского транспорта. <...> В настоящее время оперативный контроль за движением судов в акватории морских портов осуществляется специализированными системами управления движением судов (СУДС). <...> Работа СУДС связана с решением целого ряда специфических задач. <...> Функциональное ядро СУДС составляют навигационные задачи, связанные с определением координат (наблюдением) судов, анализом и планированием их траекторий, интерпретацией, визуализацией информации о движении и выработкой диспетчерских решений [1]. <...> 58 кальна и зависит от множества факторов — Международных правил предупреждения столкновений судов (МППСС) [2], правил судоходства на конкретной акватории, состояния водной среды (течение, волнение), погодных условий, характера движения других судов, находящихся на акватории и т. д. <...> Задача СУДС состоит в общей координации (диспетчеризации) движения путем выдачи оператором СУДС указаний (например, о снижении скорости или изменении полосы движения), а способ выполнения этих указаний выбирает капитан судна. <...> Таким образом, СУДС представляет собой систему поддержки принятия решений [6]. <...> В работах, опубликованных ранее, авторами рассматривались варианты моделей такой системы поддержки <...>