УПРАВЛЕНИЕ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И НАВИГАЦИЯ УДК 004.891.2 УПРАВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИЕЙ И СКОРОСТЬЮ САМОЛЕТА ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ С.Г. Баженов, Н.А. Егоров, Е.Л. Кулида, В.Г. Лебедев Представлен алгоритм генерации набора бесконфликтных траекторий облета препятствий рельефа из произвольного начального положения в заданную точку синхронизации с впереди идущим воздушным судном. <...> Приведен алгоритм расчета скорости движения вдоль сгенерированных траекторий, позволяющий обеспечить в точке синхронизации выполнение заданных норм продольного эшелонирования. <...> Ключевые слова: безопасность полета, рельеф местности, бесконфликтная траектория, точка синхронизации полетов, продольное эшелонирование. <...> В перспективе, при переходе к концепции «Free Flight», бортовые системы будут играть основную роль в планировании полета и обеспечении траекторной безопасности. <...> Разработка перспективных бортовых систем мониторинга летной ситуации и обеспечения траекторной безопасности полета позволит повысить автономность воздушных судов (ВС), передать значительную часть функций по планированию полета, оперативной коррекции плана полета и разрешения потенциальных конфликтов бортовым системам. <...> В рамках реализации прототипа системы траекторной безопасности полета [1] разрабатываются алгоритмы генерации траекторий предпосадочного маневрирования с учетом увязки планов полета различных ВС для обеспечения безопасного временного интервала от впереди идущего ВС в промежуточных точках маршрута в условиях сложного рельефа местности. <...> ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ¹ 2 • 2015 Задача решается в три этапа: — генерация набора траекторий облета препятствий рельефа; — управление скоростью на сгенерированных траекториях для синхронизации по времени с впереди идущим ВС; — оценка реализуемости и безопасности траекторий и их ранжирование на основе выполнения виртуальных полетов с помощью бортовой математической <...>