ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ УДК 338.2, 338.51, 304.44 © 2015 г. Г.Б. Клейнер ДЕКОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ (НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ)1 Клейнер Георгий Борисович – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора ЦЭМИ РАН, г. Москва, e-mail: george.kleiner@inbox.ru Аннотация. <...> В данной работе исследуются процесс коммерциализации российской экономики в последние десятилетия и его теоретическое обоснование, показываются негативные последствия гиперкоммерциализации и предлагается проект декоммерциализации (точнее, возвращения экономики к нормальному уровню коммерциализации) на базе расширения культурного измерения результатов и факторов экономической деятельности на всех уровнях управления. <...> Реализация такого проекта способствовала бы не только оздоровлению и повышению эффективности экономики в стратегической перспективе, но и решению проблем выхода экономики и общества России из кризиса. <...> Ключевые слова: экономическая теория, культурология, декоммерциализация экономики, системная экономика, экономические системы, устойчивое развитие экономики, ценность экономических благ, немонетарные оценки в экономике. <...> Гиперкоммерциализация Согласно идеологии примата коммерческого измерения экономических явлений, успешность рыночной деятельности агента, оцениваемая через соотношение доходов и расходов в денежном выражении, 1 Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда, проект № 14-18-02294. <...> 140 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ является единственным мерилом эффективности, а стало быть, и единственной целью деятельности как предприятия – экономического агента, так и индивидуума – социального агента. <...> Во главу угла при этом ставится индивидуальный успех данного лица, обычно без учета интересов других агентов. <...> Согласно ГК РФ, максимизация прибыли является имманентной целью экономического агента <...>