ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УДК 37.01 Г.И. Герасимов ПОЗНАВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА: ИННОВАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматривается состояние российского образования в дискурсе парадигмального подхода. <...> Анализируется степень зрелости парадигмального подхода в исследовании российской образовательной действительности и предлагается основание типологизации парадигм в образовательной сфере. <...> Формулируются основные положения познавательно-развивающей парадигмы как инновационного вектора трансформации образования. <...> Gerasimov Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Social, Political and Law Sciences Department of Institute of Professional Development in the Area of Social Sciences of Southern Federal University (Rostov-on-Don) E-mail: larin41@mail.ru © Gerasimov G.I., 2013 Если учесть, что педагогика обязана не только фиксировать сущее, но и формировать образ должного образования, то неизбежна смена парадигм [1, c. <...> 120] Нейматов Я.М. …педагогика станет областью технологий только тогда, когда она в своей основе освоит методологию гуманитарного знания. <...> Асмолов А.Г. Сегодня, после двух десятилетий бесплодных усилий по реформированию российского образования, становится все более очевидным то, что общецивилизационные вызовы ХХI в. и продиктованные ими обстоятельства лежат в основе необходимости смены образовательной парадигмы. <...> Речь идет именно о парадигмальном подходе, поскольку особенность такого подхода к анализу состояния образования требует целостного и методологически выверенного его понимания, как в разной предметности теоретической рефлексии явлений, так и на разном уровне их проявления. <...> Именно с этой точки зрения парадигмальный подход вполне соответствует пониманию кризиса образования в его многосложной структуре, а следовательно, позволяет проектировать возможные варианты его преодоления на разных его этапах и в разных компонентах системы, удерживая при этом содержательную целостность всего явления. <...> Одни из них <...>