№ 4 (10) ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ ГОCУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (На примере России) А.А. Дорская* Аннотация: вкратце об этапах движения Российского государства к современному его диалогу с религиозными организациями. <...> Государственно-конфессиональные отношения на протяжении веков являлись значимым фактором, влияющим как на внутригосударственное развитие, так и на положение государства в мире. <...> Начиная с верований Древнего мира происходила сакрализация власти первого лица, защита религии и религиозных святынь была одной из функций (а подчас и высшим смыслом) государства. <...> Как отмечал Л.С. Мамут, уже «древнеримские юристы предпочитали делать упор на отличия права (jus — этимология до сих пор темна) от религии (fas), нравов (mos), обычаев (cousuetudo), произвола (iniuria)» [6: 6]. <...> В период Средневековья христианская церковь оставалась единственной * Александра Андреевна Дорская, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. <...> ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ 161 всеевропейской организацией, во многом благодаря ей сохранилась и развивалась европейская государственно-правовая традиция. <...> В эпоху буржуазных революций судьба первого сословия была среди ключевых пунктов программ различных политических сил [2: 92–96]. <...> Но о государственно-конфессиональном диалоге в его близком к современному значении можно говорить лишь с того времени, когда и государство, и религиозные организации признают самостоятельность и в каком-то смысле равенство друг друга, что, в свою очередь, может противоречить как религиозным канонам, так и принципам государственной власти. <...> Рассмотрим данный процесс на примере истории России. <...> Вплоть до XV века государственная и церковная власть на Руси существовали параллельно: русский митрополит до 1448 г. присылался из Византии, нормы византийских правовых сборников регулировали <...>