ББК Ш33(2Рос=Рус)63-8,445 Т. В. Зверева Ижевск, Россия ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ: ЕЩЕ РАЗ ОБ ОПТИКЕ И. БРОДСКОГО <...> Открывая свою новую книгу об Иосифе Бродском, Татьяна Автухович пишет, что творчество поэта определяется ситуацией «fin de siиcle», когда все слова уже сказаны (С. С. Аверницев). <...> Современное литературоведение также оказалось в ситуации «fin de siиcle»; очевидный кризис гуманитарных наук обусловлен не только внешними социальноисторическими факторами, но и куда более серьезными (внутренними) причинами. <...> «“Шаг в сторону от собственного тела…”» — одно из тех редких на сегодняшний день исследований, которое не оставляет после прочтения чувства «мира после конца»: автор удерживает веру в необходимость филологии. <...> Несмотря на «онтологическую неуютность» созданного Бродским мира книга Татьяны Автухович несет в себе положительный заряд, получаемый читателем от блестящего литературоведческого анализа. <...> Посвященные самым разным аспектам визуальности, эти исследования не решали главной проблемы — не выявляли системного характера обращений поэта к живописи. <...> Монография Татьяны Автухович впервые ставит вопрос об эволюции экфрасиса в творчестве Бродского, связывая ее не только с внутренней биографией поэта, но и с теми изменениями, которые происходили в его поэтике. <...> Идеальным итогом чтения экфрасиса, по мнению автора, «выступает экспликация его потаенного метафизического (авторского представления о Бытии), экзистенциального и металитературного содержания» [с. <...> Первый раздел монографии («Неизбежность экфрасиса») обращен к теоретическому обоснованию ключевого термина и обобщению темы «Бродский и живопись». <...> Привлекая самый различный материал (стихотворения, эссе, статьи, интервью, высказывания), исследователь выявляет актуальный живописный контекст (Пьеро делла Франческа, Джованни Беллини, Андрея Мантенья, Джотто, Брейгель, Каналетто, Сассета, Дюфи, Вюйяр, Боннар, Поллок и пр.) <...> . Обширные познания Бродского <...>