Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610594)
Контекстум
Наука о человеке: гуманитарные исследования.  / №4(26) 2016

«ЗАПИСКИ БЛОКАДНОГО ЧЕЛОВЕКА» Л. Я. ГИНЗБУРГ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКоптева
Страниц4
ID570765
АннотацияТворческое наследие выдающегося литературоведа XX столетия Л. Я. Гинзбург не так давно начинает исследоваться в современной науке. В данной статье осмысляется своеобразие поэтики её произведения «Записки блокадного человека», которому автор посвятила около сорока лет своих размышлений. Анализируются такие черты философской прозы, как введение условнобиографического героя, изображение субъекта повествования одновременно как объекта рефлексирующего сознания, потребность в сопряжении событий внутренней и внешней жизни и др
УДК82-94 + 82.02 /.09
Коптева, Э.И. «ЗАПИСКИ БЛОКАДНОГО ЧЕЛОВЕКА» Л. Я. ГИНЗБУРГ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / Э.И. Коптева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. .— 2016 .— №4(26) .— С. 41-44 .— URL: https://rucont.ru/efd/570765 (дата обращения: 10.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

09 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.26.41 Э. И. Коптева, Омский государственный педагогический университет «ЗАПИСКИ БЛОКАДНОГО ЧЕЛОВЕКА» Л. Я. ГИНЗБУРГ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА Творческое наследие выдающегося литературоведа XX столетия Л. Я. Гинзбург не так давно начинает исследоваться в современной науке. <...> В данной статье осмысляется своеобразие поэтики её произведения «Записки блокадного человека», которому автор посвятила около сорока лет своих размышлений. <...> Анализируются такие черты философской прозы, как введение условнобиографического героя, изображение субъекта повествования одновременно как объекта рефлексирующего сознания, потребность в сопряжении событий внутренней и внешней жизни и др. <...> В зрелых работах Л. Я. Гинзбург обращает на себя внимание стиль, не столько научный, сколько эссеистический, стиль, обусловленный потребностью учёного синтезировать свои жизненные наблюдения, знания, литературоведческий анализ, читательский опыт, биографические заметки. <...> Так, записки открываются упоминанием о чтении в блокадном Ленинграде произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». <...> Это наблюдение соединяется с опосредованным, осмысленным выводом: «Толстой раз навсегда сказал о мужестве, о человеке, делающем общее дело народной войны. <...> Наблюдение становится одним из важнейших тезисов записок, разворачивающихся на протяжении всего текста: «Мне нужно было показать не только общую жизнь, но и блокадное бытие одного человека. <...> 25], свидетель блокады и очевидец, наблюдающий собственное сознание в катастрофических исторических обстоятельствах. <...> Сквозь времена автор сближает эпохальные произведения Э. М. Ремарка, Данте, А. И. Герцена, К. Гамсуна <...> , Ф. де Ларошфуко, И. В. Гёте (эта последовательность имён задана в тексте записок), всё время возвращаясь к Толстому: «Толстой понимал обратимость пограничных ситуаций. <...> Он знал, что небо Аустерлица распахивается только на мгновенье; что Пьер в промежутке между дулом французского ружья <...>