Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум
Философия и общество  / №4 2016

ТЕНДЕНЦИЯ ПЕРМАНЕНТНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ВЕЩЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторИльин
Страниц19
ID561569
АннотацияДля общества потребления характерен тренд не просто приобретения вещей, а приобретения именно новых, брендовых вещей. Они своей знаково-символической насыщенностью подчеркивают статус обладателя. Поэтому вместо термина «вещизм» более подходящим выступает термин «знакизм». Культ новизны выливается в перманентное потребление, в погоню за быстро изменяющейся модой. Автор проводит сравнительный анализ отношения к вещам в советской и постсоветской (потребительской) культурах. Принцип намеренного устаревания вещей проявляет себя в двух формах: 1) быстрый физический износ; 2) символический износ, который обеспечивается модным дискурсом Объектом исследования выступает современное общество потребления. Предмет – перманентное обновление вещей в условиях общества потребления. Методологическую основу составили теоретические концепции социальных философов (З. Бауман, М. Блюменкранц, Г. Дебор, Ж. Липовецки, Э. Тоффлер, Э. Фромм). Данные концепции описывают потребительское общество и происходящие в нем тенденции. Также методологически значимыми оказались идеи социологов (О. Брендикова, З. Кутафьева, Е. Герасимова, С. Чуйкина, О. Ю. Гурова), позволившие описать отличие постсоветского общества от советского, исходя из критерия потребительской культуры и практик консюмеризма. Новизна статьи заключается в следующем. Описана тенденция вещной перманентности, характерная для общества потребления. Проведено сравнение культурных особенностей общества потребления и общества дефицита. Введен в научный оборот термин «знакизм», который при рассмотрении сути консюмеризма более приемлем, чем термин «вещизм». Доказана абсурдность воплощения потребительских стратегий на практике, поскольку: 1) возникает необходимость нерациональных растрат; 2) стремление за модой указывает на неаутентичность потребителя.
Ильин, А.Н. ТЕНДЕНЦИЯ ПЕРМАНЕНТНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ВЕЩЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА / А.Н. Ильин // Философия и общество .— 2016 .— №4 .— С. 34-52 .— URL: https://rucont.ru/efd/561569 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Н. ИЛЬИН ТЕНДЕНЦИЯ ПЕРМАНЕНТНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ВЕЩЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА Для общества потребления характерен тренд не просто приобретения вещей, а приобретения именно новых, брендовых вещей. <...> Поэтому вместо термина «вещизм» более подходящим выступает термин «знакизм». <...> Культ новизны выливается в перманентное потребление, в погоню за быстро изменяющейся модой. <...> Принцип намеренного устаревания вещей проявляет себя в двух формах: 1) быстрый физический износ; 2) символический износ, который обеспечивается модным дискурсом. <...> Предмет – перманентное обновление вещей в условиях общества потребления. <...> Проведено сравнение культурных особенностей общества потребления и общества дефицита. <...> Введен в научный оборот термин «знакизм», который при рассмотрении сути консюмеризма более приемлем, чем термин «вещизм». <...> Доказана абсурдность воплощения потребительских стратегий на практике, поскольку: 1) возникает необходимость нерациональных растрат; 2) стремление за модой указывает на неаутентичность потребителя. <...> Тенденция перманентного обновления вещей 35 Ключевые слова: общество потребления, культура потребления, мода, реклама, перманентность обновления вещей. <...> Общество потребления характеризуется господством императива, требующего от консюмера постоянно обновлять личную систему вещей ради символического подчеркивания посредством модных приобретений своего высокого социального положения. <...> Инфраструктура потребления, воспитывая консюмеризм в многочисленных реципиентах, обеспечивает круговорот благ (и того, что реклама назвала благами), поддерживает нескончаемое переваривание в себе медиаобразов, вещей, природных ресурсов и экологии, а также самих пойманных на идеологическую приманку потребителей. <...> Накопление дискредитировано, так как потребительская инфраструктура предлагает: 1) высокую оценку новых брендовых и модных товаров и выход из модного дискурса «старых», еще вчера <...>