Из истории интеллектуальных поисков ФН – 12/2016 ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОМ ЛЕЙБНИЦЕАНСТВЕ: А.А. КОЗЛОВ, Л.М. ЛОПАТИН И С.А. АСКОЛЬДОВ Т.Н. <...> РЕЗВЫХ К традиции лейбницеанства обычно относят философские концепции А.А. Козлова, Л.М. Лопатина, С.А. Аскольдова и Н.О. Лосского, общей идеей которых является рассмотрение «я» в качестве субстанции. <...> С его точки зрения, мы используем либо понятия «прошлое», «настоящее» и «будущее» (А-теории), либо пользуемся понятиями «раньше» или «позже» (В-теории). <...> С точки зрения В-теорий, время связано с восприятием субъекта, относительно которого только и возможно фиксировать «раньше» и «позже». <...> Как пишет П.П. Гайденко, «пространство и время, по Лейбницу, – не субстанции; они не существуют самостоятельно и представляют собой, как мы уже отмечали выше, не более чем отношения, ибо порядок – это способ установления отношений между вещами, сосуществующими (пространство) или существующими после59 Из истории интеллектуальных поисков довательно (время)»3 . <...> В русском лейбницеанстве наблюдается эволюция понимания сознания в сторону отказа от субстанциализма, а, вследствие этого, и эволюция понимания времени от В-теорий к А-теориям. <...> Концепция времени А.А. Козлова Уже в своей диссертации «Генезис теории пространства и времени Канта» (1884) Козлов, проанализировав последовательно концепции времени от Декарта до Канта, пришел к выводу, что Кант ошибочно назвал пространство и время априорными формами человеческого мышления, а не понятиями. <...> Русский философ дает определение субстанции как неизменного бытия, существование которого не связано с пространством и временем. <...> Понятие о ней «образуется у нас на основании внутреннего опыта, где мы знакомимся со своею собственной субстанцией, или нашим я, а уж потом это понятие мы переносим на другие субстанции духовные или материальные»5 . <...> Самые простейшие явления сознания не могут быть объяснены из материи6 . <...> Материальное движение не может <...>