Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610204)
Контекстум
Мировая экономика и международные отношения

Мировая экономика и международные отношения №11 2016 (917,00 руб.)

0   0
Страниц124
ID554020
АннотацияЖурнал «Мировая экономика и международные отношения» издается с 1957 года. Является ведущим мультидисциплинарным научным изданием в России и СНГ по актуальным теоретическим и научно-практическим проблемам международной политики, мирохозяйственных связей, развития отдельных стран и регионов.
Мировая экономика и международные отношения .— Москва : НАУКА, 1957 .— 2016 .— №11 .— 124 с. — URL: https://rucont.ru/efd/554020 (дата обращения: 16.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ведущее в России академическое издание по международным экономическим и социально-политическим проблемам. <...> Научный журнал по вопросам становления и развития государственных систем стран Востока и Запада. <...>
Мировая_экономика_и_международные_отношения_№11_2016.pdf
4. Новые технологии в здравоохранении позвоГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПО РАЗВЕДКЕ США ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ лят увеличить продолжительность жизни и средний возраст населения во всем мире, что в свою очередь приведет к беспрецедентному старению населения, особенно в развитых странах. Миграция станет глобальной, в рабочей силе будут заинтересованы и развитые, и развивающиеся страны. К 2030 г. спрос на продукты питания увеличится на 35%, а на воду и энергоносители – примерно в два раза. Почти половина населения мира будет жить в районах, испытывающих нехватку пресной воды. Наиболее уязвимы в этом отношении страны Африки, Ближнего Востока, а также Индия и Китай. Существенно изменится соотношение сил на мировой арене. Совокупная глобальная доля выручки США, Европы и Японии к 2030 г. сократится с нынешних 56% почти наполовину к 2030 г. А размер финансовых активов развивающихся рынков возрастет в два раза уже к 2020 г. В 2030 г. ни одна страна, будь то США, Китай или любая другая, не сможет выступать в роли гегемона. Экономика США уступит лидерство китайской, а хозяйственные системы Европы, Японии и России, согласно GT 2030, будут приходить в упадок. США останутся первыми среди равных, но уже не будут однозначным лидером. Условное лидерство будет сохранено благодаря значительным финансовым и материальным ресурсам, большой территории, самому высокому в мире уровню инноваций, развитым внешним связям и активному участию в международных организациях в различных областях политики, экономики, общественной жизни. Совокупное влияние азиатских стран станет более весомым, чем мощь США и Европы вместе взятых. При этом под мощью эксперты NIC понимают суммарный объем ВВП, численность трудовых ресурсов, размер инвестиций в инновации, в новейшие виды вооружений. Лидером в этом процессе будет Китай, который выйдет на первое место в экономическом развитии, опередив США незадолго до 2030 г. В ближайшие десятилетия так называемая сланцевая революция окончательно избавит США от энергетической зависимости и поможет полностью выровнять перекошенный в пользу импорта торговый баланс. Новые технологии подорвут контроль ОПЕК над ценами на “черное золото”, что может привести к падению нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик стран, зависимых от экспорта нефти и газа. 9 После опубликования доклада GT 2030 прошло уже несколько лет, что позволяет более предметно оценить его содержание и практические выводы. Многие из них не вызывают сомнений. Это касается в первую очередь обозначенных в докладе мегатенденций ближайших десятилетий (рост среднего класса, переход к многополярному миру, проблемы с едой, водой и энергией, глобализация, усиление роли негосударственных организаций, опасность открытого доступа к передовым смертоносным технологиям отдельных лиц и сообществ и др.). Мы же остановимся в основном на расхождениях прогноза с реальностью и спорных вопросах. Представленные в докладе картины будущего мира многообразны – от всеобщего процветания до катастрофического нарастания напряженности внутри стран и во взаимоотношениях между ними. Одни варианты рассматриваются подробно как наиболее вероятные, другие – упоминаются вскользь как маловероятные. Чтобы не было разночтений, авторы опираются на шкалу, в основу которой положена разработанная сотрудником ЦРУ Ш. Кентом схема оценочной терминологии, позволяющей оценить достоверность того или иного заключения [5]. Она состоит из пяти пунктов: 1. Наверняка (шансы: за – 9, против – 1). 2. Наиболее вероятно (шансы: за – 3, против – 1). 3. Возможно (шансы: один к одному). 4. Наименее вероятно (шансы: за – 1, против – 3). 5. Практически исключено (шансы: за – 1, против – 9). За последние годы в мире произошли значительные геополитические изменения, которые не нашли отражения в прогнозе. Изменение роли США в мире. Учитывая критику предыдущих прогнозов, авторы GT 2030 подробно остановились на теме воздействия США на состояние будущих международных отношений. Глобализация, как отмечено в докладе, приводит к тому, что проблемы развития и безопасности уже не могут быть решены лишь национальными усилиями, а требуют глобального или регионального подхода. Поэтому так важно понимание реальных последствий принятия тех или иных политических решений, связанных с внешМИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2016 том 60 № 11
Стр.5
10 ЛУКАШИН, РАХЛИНА ним воздействием на ход событий внутри того или иного государства. В докладе дается односторонняя оценка роли США в системе международных отношений. Все сценарии исходят из того, что ведущая роль США в мире – важнейшая предпосылка стабильности мирового порядка. На этом основании делаются следующие выводы: движение США в сторону изоляционизма увеличит число конфликтов и усилит нестабильность в мире; смена лидера и резкое ослабление американской мощи приведут к длительному периоду глобальной анархии; в настоящее время отсутствует стабильная международная система или лидирующая сила, способная заменить США. Констатируется, что Соединенные Штаты обеспечивают международный порядок и стабильность в мире с помощью как “жесткой”, так и “мягкой” силы. Однако анализ последствий участия США в конфликтных ситуациях, в частности, военного вмешательства в дела суверенных государств, практически отсутствует. Миссия посредника в разрешении конфликтов требует от принимающих решение точного понимания природы возникших противоречий и возможных последствий внешнего воздействия. Вмешательство же США в дела других государств зачастую приводит к серьезным негативным последствиям. Так, в результате использования “жесткой” силы в Югославии в 1999 г. фактически изменилась геополитическая карта мира – страна была поделена на шесть государств, от нее отделилось Косово, произошло разрушение экономики страны, погибли тысячи людей. Не рассматриваются в докладе и последствия других международных конфликтов, где участие США очевидно. Отсутствует анализ военных действий в Ираке (2003–2011 гг.), военной операции в Афганистане (2001–2014 гг.), не исследуются последствия “цветных революций” и “арабской весны”. Между тем в результате “арабской весны” ситуация в ряде стран значительно ухудшилась. Революции не смогли устранить бюрократическую природу хозяйственных отношений, решить сложные социальные проблемы. В отдельных странах сохраняется угроза возврата к массовым протестам. Революционная волна вылилась в массовые беспорядки в различных городах Сирии, вскоре переросшие в полномасштабный вооруженный конфликт. Отметим, что Сирия в GT 2030 не упоминается. В составленном экспертами NIC списке 15 стран с высоким риском государственной неустойчивости (до 2030 г.) нет ни Сирии, ни Украины. В прогнозе GT 2030 говорится о “затухании исламистского терроризма” в мире как о наиболее вероятной перспективе. С сегодняшних позиций это утверждение представляется весьма спорным. Одним из последствий “арабской весны” можно считать появление радикальной группировки ИГИЛ, которая проводит активные военные действия на территории ряда государств. Волна подготовленных ею терактов уже затронула страны Запада (Франция, Бельгия). Зоной большого международного конфликта стала Украина. В докладе же NIC она вообще не упоминается. Такое невнимание труднообъяснимо. Многие аналитики указывают на активное участие США в “оранжевой революции” 2004 г. и госперевороте 2014 г. В предыдущих GT-прогнозах приводились достаточно жесткие оценки перспектив этой страны, в частности: “путь Украины в ЕС будут преграждать коррупция, сила криминалитета и проблемы в законодательстве. Киев будет подвержен российскому влиянию в силу энергетической зависимости, хотя предпочтет суверенитет, а не интеграцию с РФ” [6, с. 69]. Кризис еврозоны. Возможность кризиса еврозоны и ее распада в отчете NIC связывается c накоплением внутренних противоречий. Но на самом деле серьезные разногласия стран еврозоны сегодня в первую очередь обусловлены внешними факторами и прежде всего действиями ИГИЛ, породившими потоки беженцев в Европу, которые уже исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами человек. По оценкам Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также Международной организации миграции (МОМ), общая численность беженцев в странах ЕС в 2015–2016 гг. превысит 1.2 млн человек [7]. Неконтролируемая массовая миграция представляет серьезную угрозу европейской безопасности. Она способна привести к коллапсу еврозоны. В докладе такого рода риски не анализируются. Иммиграция рассматривается как позитивный процесс, способствующий ускорению экономического роста. Утверждается, что в развитых странах в условиях старения населения элита будет все в большей степени рассматривать миграционную политику как часть стратегии экономического роста, особенно по мере роста соперничества за высококвалифицированные трудовые ресурсы. Проблема беженцев из регионов военных действий в прогнозе вообще не исследуется. Распад стран. Доклад допускает возможность распада 15 стран мира (Афганистан, Пакистан, Руанда, Уганда, Бурунди и др.). Однако среди них нет стран Запада. Между тем в сентябре 2014 г. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2016 том 60 № 11
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически