аналитика аналитика • комментарии омментарии • обзоры обзоры Владимир Щербаков (продолжение, начало в АКО №4/2016 г.) опрос повышения продолжительности полета за счет обеспечения дозаправки самолетов топливом в полете в нашей стране стоял не менее остро, чем в ведущих странах Запада. <...> Однако, по ряду причин, включая разорительные для страны, ее экономики и авиации в том числе, Первая мировая и Гражданская войны, а также иностранная интервенция, привели к тому, что активная фаза работ по данному направлению началась в России уже после того, как летчики и конструкторы западных стран добились первых успехов на этом поприще. <...> Впрочем, ряд исследователей считает, что именно России принадлежит сама идея осуществления такой операции как дозаправка самолетов топливом в полете. <...> С другой стороны, в зарубежных странах, как было указано в первой части, первые опыты с передачей топлива на борт самолета в полете были предприняты еще в 1912 г. – то есть задолго до предложения ПрокофьеваСеверского. <...> В свете всего этого реальную историю развития отечественных средств дозаправки летательных аппаратов топливом в полете более правильно вести с конца 1920-х – начала 1930-х гг., поскольку именно в ноябре 1929 г. специалисты Научно-исследовательского института (НИИ) ВВС получили задание проработать конструкцию устройств для дозаправки топливом в полете применительно к самолету Р-1, а уже во второй половине декабря того же Вверху: cамолет-заправщик выполняет заправку топливом истребителя Су-30МКА алжирских ВВС (Soulaho/Wikipedia) 24 24 ИСТОРИЯ – РОССИЙСКИЙ ПОДХОД В года эти работы в институте были начаты группой конструкторов под руководством военного инженера А.К. Запанованного. <...> Схема была проста – использование топливного шланга для перелива топлива самотеком из баков воздушного танкера («бензиновоза») в заправляемый самолет. <...> Эскизный проект был подготовлен 5 апреля 1930 г., после чего – одобрен, а 4 июля того же года началось изготовление <...>