Фундаментальные основы безопасности, надежности и качества УДК 629.7/621.01 МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ОТКАЗОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ САМОЛЕТОВ Бойко О. Г., Фурманова Е. А. <...> МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ОТКАЗОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ САМОЛЕТОВ О. Г. Бойко, Е. А.Фурманова Их вероятность не велика и по требованиям Норм летной годности не превышает 1·10–9 ч–1 [1]. <...> Высокая безотказность ФСС обеспечивается использованием нагруженного резервирования и восстановления систем после каждого полета в случае реализации отказа. <...> В соответствии с документами [2, 3] расчет безотказности ФСС выполняется методами, осноВведение. <...> Полные отказы функциональных систем самолетов (ФСС) чреваты катастрофами. ванными на использовании теоремы умножения вероятностей. <...> Здесь следует отметить, что указанные методы не учитывают дискретность отказов элементов, изменение структуры систем в процессе развития отказов и влияние восстановления. <...> Для ФСС такими состояниями являются: исправное, работоспособные с функциональными отказами и неработоспособное; – опыт эксплуатации ФСС и выполненные нами эксперименты показывают, что потоки отказов в системах характеризуются постоянством средней наработки на отказ T (а следовательно, постоянным параметром потока отказов ω), т.е. являются стационарными пуассоновскими, а системы нестареющими [7, 8]. <...> Целью данной работы является разработка методологического подхода к расчету безотказности ФСС, в котором теорема умножения вероятности не используется. <...> Подход основан на представлении о том, что вероятность отказа элемента в ФСС определяется суммарным параметром потока отказов элементов работоспособной части системы и их предшествующей наработкой [9]. <...> В рамках предлагаемого подхода рассмотрим метод оценки безотказности для системы общего резервирования, приведенной на рис. <...> Расчетная схема системы m = 3, n = 20 7 Надежность и качество сложных систем <...>