Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Личность. Культура. Общество  / №3-4 (83-84) 2014

КОНЦЕПТ «СЛУЖЕНИЕ» В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЧебанюк
Страниц8
ID546062
АннотацияВ статье рассматривается специфика реализации концепта «служение» в русской культуре конца XVII – первой четверти XIX века, обусловленного идеями Просвещения
УДК177.9
Чебанюк, Т.А. КОНЦЕПТ «СЛУЖЕНИЕ» В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / Т.А. Чебанюк // Личность. Культура. Общество .— 2014 .— №3-4 (83-84) .— С. 151-158 .— URL: https://rucont.ru/efd/546062 (дата обращения: 05.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2 (№№ 83–84) UDC 177.9 Т.А. ЧЕБАНЮК КОНЦЕПТ «СЛУЖЕНИЕ» В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Аннотация: В статье рассматривается специфика реали зации концепта «служение» в русской культуре конца XVII – пер вой четверти XIX века, обусловленного идеями Просвещения. <...> Специфика русского Просвещения детерминирована новым типом мировоззре ния, которое позволило человеку выработать принцип отношения к действительно сти не «по вере», а «по разуму», убежденность в возможности устроения на пути про грессивных изменений цивилизованного образа жизни, сформировать новую систе му ценностей и способ деятельнопросвещенного существования. <...> Европейский просвещенческий концепт «общей пользы», трансформировав шийся на русской почве в идеологию государственной пользы и прогресса, выпол нял идеологические функции и фокусировал усилия человека на идее служения как гражданского достоинства человека, обозначив пространство его самоопределения и социокультурной идентификации. <...> «Человек просвещенный» – это человек, кото рый, восприняв просвещенческие идеи, оказывается способным к активному отно шению к жизни и деятельному способу существования, служению на пользу Отече ства. <...> Как носителю абсолютных и неизменных качеств ему был задан социокультур ный алгоритм осуществления: разумное служение, просвещенческая гражданская деятельность, законотворчество и др. <...> Вера в силу слова, убеждения, морального примера и ра зумного действия провоцировала активный тип отношения человека к жизни. <...> Концепт «общая польза» спровоцировал рождение и актуализацию конструкта государственного «строительства» – созидательной деятельности как основного смыс ла, цели и способа гражданского существования «человека просвещенного». <...> Иде альными формами осуществления человека станут гражданская служба, обществен Чебанюк Татьяна Алексеевна – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Комсомольского <...>