Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Обсерватория культуры  / Т. 13 №4 2016

«ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА»: Ф. ШИЛЛЕР И П.И. ЧАЙКОВСКИЙ (440,00 руб.)

0   0
Первый авторЕгорова
Страниц6
ID529024
АннотацияВ статье впервые рассматривается художественный диалог между трагедией Ф. Шиллера «Орлеанская дева» и одноименной оперой П.И. Чайковского. Выбранный ракурс позволяет выявить стороны творческой индивидуальности немецкого драматурга и русского композитора. Если Шиллер в своей трагедии акцентирует возвышенную героику, главной сюжетной линией становится восхождение героини к вечной жизни, то Чайковский направляет сюжет в трагическую сторону.
УДК782.1
Егорова, М.А. «ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА»: Ф. ШИЛЛЕР И П.И. ЧАЙКОВСКИЙ / М.А. Егорова // Обсерватория культуры .— 2016 .— Т. 13 №4 .— С. 86-91 .— URL: https://rucont.ru/efd/529024 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И П.И. ЧАЙКОВСКИЙ Произведение динамично в процессе своего создания, динамична «воля автора», его создавшего, оно динамично в процессе своей дальнейшей жизни — жизни в интерпретации современников и отдаленных потомков. <...> В статье впервые рассматривается художественный диалог между трагедией Ф. Шиллера <...> Выбранный ракурс позволяет выявить стороны творческой индивидуальности немецкого драматурга и русского композитора. <...> В заключение подчеркивается актуальность этого диалога для развития темы подвига Жанны д’Арк в художественном процессе ХХ века. <...> У дивительная история Жанны д’Арк — девушки, обнаружившей несокрушимую силу духа и превратившей поражение в победу, но преданной и принявшей страшную и мучительную смерть, не могла не стать объектом художественного воплощения. <...> Первым художественным произведением, посвященным Орлеанской деве, считается пьеса «Загадка осады Орлеана», написанная всего через четыре года после казни Жанны, в 1435 г. (имя автора история не сохранила) [2]. <...> Столь активное развитие сюжета о Жанне в истории европейской художественной культуры порождало разные его интерпретации — от возвышенных до кощунственных (например у Вольтера [4]). <...> Один из впечатляющих примеров такого художественного диалога — опера П.И. Чайковского и трагедия Ф. Шиллера <...> Как известно, Чайковский сам писал либретто для оперы, ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> 466–471/ используя не только шиллеровскую пьесу, но и произведения французских драматургов XIX в. — драму Ж. <...> Но именно трагедия Шиллера стала главным источником вдохновения для русского композитора. <...> Эту идею воплощает в себе главная героиня пьесы — Иоанна д’Арк. <...> Образ простой девушки из народа, чудесным образом повлиявшей на исторические события, произвел на немецкого драматурга сильнейшее впечатление. <...> Ее смерть в шиллеровской трагедии совсем не такая ужасная и мучительная, как в реальной истории — поэт стремился избежать ее страшных проявлений. <...> Ее снова <...>