И П.И. ЧАЙКОВСКИЙ Произведение динамично в процессе своего создания, динамична «воля автора», его создавшего, оно динамично в процессе своей дальнейшей жизни — жизни в интерпретации современников и отдаленных потомков. <...> В статье впервые рассматривается художественный диалог между трагедией Ф. Шиллера <...> Выбранный ракурс позволяет выявить стороны творческой индивидуальности немецкого драматурга и русского композитора. <...> В заключение подчеркивается актуальность этого диалога для развития темы подвига Жанны д’Арк в художественном процессе ХХ века. <...> У дивительная история Жанны д’Арк — девушки, обнаружившей несокрушимую силу духа и превратившей поражение в победу, но преданной и принявшей страшную и мучительную смерть, не могла не стать объектом художественного воплощения. <...> Первым художественным произведением, посвященным Орлеанской деве, считается пьеса «Загадка осады Орлеана», написанная всего через четыре года после казни Жанны, в 1435 г. (имя автора история не сохранила) [2]. <...> Столь активное развитие сюжета о Жанне в истории европейской художественной культуры порождало разные его интерпретации — от возвышенных до кощунственных (например у Вольтера [4]). <...> Один из впечатляющих примеров такого художественного диалога — опера П.И. Чайковского и трагедия Ф. Шиллера <...> Как известно, Чайковский сам писал либретто для оперы, ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> 466–471/ используя не только шиллеровскую пьесу, но и произведения французских драматургов XIX в. — драму Ж. <...> Но именно трагедия Шиллера стала главным источником вдохновения для русского композитора. <...> Эту идею воплощает в себе главная героиня пьесы — Иоанна д’Арк. <...> Образ простой девушки из народа, чудесным образом повлиявшей на исторические события, произвел на немецкого драматурга сильнейшее впечатление. <...> Ее смерть в шиллеровской трагедии совсем не такая ужасная и мучительная, как в реальной истории — поэт стремился избежать ее страшных проявлений. <...> Ее снова <...>