НА НАРОДНОЙ КАРТИНЕ ЧЖИМА ПРОВИНЦИИ ЮНЬНАНЬ Каролина Вячеславовна Яценко, Государственный институт искусствознания, сектор искусства стран Азии и Африки, аспирант Козицкий пер., д. <...> Статья посвящена проблеме влияния современности на традиционное искусство Китая. <...> На примере народной картины чжима провинции Юньнань анализируется трансформация иконо графии изображенных на религиозных гравюрах божеств под воздействием реалий XX—XXI веков. <...> Рассмотрены причины изменения консервативного характера «лубочных икон» и появления на них образов, заимствованных из окружающей действительности. <...> Дается краткий обзор изображений предметов домашнего обихода на картинах, сжигаемых в качестве подношений предкам, а также приведены случаи представления духов в костюмах ХХ столетия. <...> На примере чжима провинций Юньнань и Хэбэй исследована эволюция образа бога телеги Чэ-шэня, под покровительство которого с течением времени попали все виды современного колесного транспорта. <...> В статье затронута проблема модификации стиля исполнения религиозных гравюр, связанная со случаями копирования сельскими мастерами иллюстраций журналов и газет. <...> Обращается внимание на возникновение в народной картине Юньнани новых иконографических решений, связанных с подменой антропоморфных образов небожителей их атрибутами. <...> Ключевые слова: чжима, китайская народная картина, ксилография, иконография, божество, образ ХХ века, образы техники, бог Чэ-шэнь. <...> Образы XX— XXI вв. на народной картине чжима провинции Юньнань // Обсерватория культуры. <...> Я религии1 436 /В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / рким примером традиционного искусства Китая является народная картина чжима («бумажная лошадь»). <...> В противоположность «лубку» няньхуа («новогодняя картина»)2 , служащему для украшения домов, бумажные «иконы» предназначены к сожжению во время жертвоприношений небожителям и предкам3 . <...> В отличие от няньхуа, масштабы производства которой <...>