Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум
Философские науки  / №8 2016

ТЕЛЕОЛОГИЯ ПРОТИВ МЕХАНИЦИЗМА: ДВЕ ФОРМЫ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РУССКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЕвлампиев
АвторыКуприянов В.А.
Страниц14
ID524554
АннотацияВ статье рассматриваются основные особенности философии русского либерализма, сформировавшейся во второй половине XIX в. Представители этого течения (Б. Чичерин, А. Градовский, П. Новгородцев и др.) критиковали классический западный либерализм за то, что государство предстает в нем как механический агрегат социальных «атомов» (отдельных личностей), которые не имеют внутреннего содержания, обладают только внешней свободой и связаны чисто внешними отношениями. В противоположность этому, русские либералы выдвигали телеологическое понимание государства, исходящее из первичности внутренней, духовной свободы личности, реализующей себя через культуру. Понятия культуры и национального единства в такой модели задают прогрессивное и целесообразное историческое развитие общества
Евлампиев, И.И. ТЕЛЕОЛОГИЯ ПРОТИВ МЕХАНИЦИЗМА: ДВЕ ФОРМЫ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РУССКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ / И.И. Евлампиев, В.А. Куприянов // Философские науки .— 2016 .— №8 .— С. 125-138 .— URL: https://rucont.ru/efd/524554 (дата обращения: 08.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 8/2016 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Из истории отечественной философской мысли ТЕЛЕОЛОГИЯ ПРОТИВ МЕХАНИЦИЗМА: ДВЕ ФОРМЫ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РУССКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ* И.И. ЕВЛАМПИЕВ, В.А. КУПРИЯНОВ Формирование новой парадигмы понимания государства в XIX веке XIX и XX века стали для Европы периодом переосмысления многих важнейших понятий и подходов, в том числе периодом новых философских исследований в области политики и государства. <...> Ключевым нововведением стало открытие историчности в социальных науках. <...> Наиболее резко и непримиримо эти идеи высказывали представители славянофильства, однако наряду с этим под влиянием немецкой философии сформировалась традиция русского либерализма, в котором эти новые идеи получили глубокое и одновременно более гибкое отображение. <...> Одним из крупнейших теоретиков русского либерализма по праву считается Б.Н. Чичерин. <...> Он наиболее последовательно стал трактовать государство и право, исходя из абсолютного приоритета принципа личной свободы человека, но при этом резко критиковал классический западный либерализм, считая, что на тех философских основаниях, которые он принимает – английский эмпиризм и идеи французского Просвещения, – невозможно построить более или менее правдоподобную теорию общества. <...> Ярким представителем русского либерализма являлся и профессор юридического факультета Санкт-Петербургского университета А.Д. Градовский. <...> Несмотря на свое очевидное «западничество», Градовский высоко оценивал роль славянофилов в трансформации основных понятий теории государства и права. <...> Большинство из них относится к периоду с 1871 по 1873 гг., они были собраны автором в сборник «Национальный вопрос в истории и литературе». <...> Градовский противопоставляет два понимания государственности, причем оба эти понимания можно отнести к одной политологической парадигме, а именно к либерализму. <...> Разрабатывая свое понимание государства <...>