Философские науки – 8/2016 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Из истории отечественной философской мысли ТЕЛЕОЛОГИЯ ПРОТИВ МЕХАНИЦИЗМА: ДВЕ ФОРМЫ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РУССКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ* И.И. ЕВЛАМПИЕВ, В.А. КУПРИЯНОВ Формирование новой парадигмы понимания государства в XIX веке XIX и XX века стали для Европы периодом переосмысления многих важнейших понятий и подходов, в том числе периодом новых философских исследований в области политики и государства. <...> Ключевым нововведением стало открытие историчности в социальных науках. <...> Наиболее резко и непримиримо эти идеи высказывали представители славянофильства, однако наряду с этим под влиянием немецкой философии сформировалась традиция русского либерализма, в котором эти новые идеи получили глубокое и одновременно более гибкое отображение. <...> Одним из крупнейших теоретиков русского либерализма по праву считается Б.Н. Чичерин. <...> Он наиболее последовательно стал трактовать государство и право, исходя из абсолютного приоритета принципа личной свободы человека, но при этом резко критиковал классический западный либерализм, считая, что на тех философских основаниях, которые он принимает – английский эмпиризм и идеи французского Просвещения, – невозможно построить более или менее правдоподобную теорию общества. <...> Ярким представителем русского либерализма являлся и профессор юридического факультета Санкт-Петербургского университета А.Д. Градовский. <...> Несмотря на свое очевидное «западничество», Градовский высоко оценивал роль славянофилов в трансформации основных понятий теории государства и права. <...> Большинство из них относится к периоду с 1871 по 1873 гг., они были собраны автором в сборник «Национальный вопрос в истории и литературе». <...> Градовский противопоставляет два понимания государственности, причем оба эти понимания можно отнести к одной политологической парадигме, а именно к либерализму. <...> Разрабатывая свое понимание государства <...>