2010, №2 УДК 882-09 Л.Н. ТОЛСТОЙ И А.П. ЧЕХОВ: ПРОБЛЕМА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО НОВАТОРСТВА © 2010 Л.Г. Тютелова Самарский государственный университет Поступила в редакцию 24 июня 2009 года Аннотация: В статье рассматриваются особенности образа героя драмы Толстого, его структура, проявляющаяся в специфике драматического сюжета, а также проясняется особенность субъектной сферы дочеховской драмы в сопоставлении с драматургическим миром Чехова. <...> Арабажин утверждал, что Толстой создал ее, находясь «под обаянием» Чехова. <...> При этом хорошо известно, что отношение Толстого к экспериментам «новой драмы» было более чем осторожным. <...> Прочитав первой «Чайку», автор «Живого трупа» и «Власти тьмы», по свидетельству А.С. Суворина, назвал ее ничего не стоящим вздором, похожим на то, что пишет Ибсен. <...> Поэтому возникает вопрос: какова природа толстовской драмы, где кроются истоки ее новаторства? <...> Наиболее яркая черта театра Толстого, сближающая его с современными экспериментаторами, по мнению исследователей ХХ века, – это герой. <...> В работе В.Я. Лакшина есть следующее замечание: «Толстой обращает внимание не на устойчивые черты характера («добрый, злой, умный, глупый»), а на психологические перемены, душевные состояния и в этом сближается с Чеховым» [1, 234]. <...> На протяжении всего ХХ века говорили, что новизна чеховской драмы состоит в усложнении © Тютелова Л.Г., 2010 138 образа героя, потерявшего свою характерологичность, проявляющуюся в том, что герой отчетливо демонстрирует существенную черту характера, ведущую его к определенным целям. <...> Чеховский персонаж не способен на традиционный драматический поступок. <...> Если решительный поступок героем не совершается, то и доминанта его характера оказывается непроявленной, что и отмечают как литературоведы, так и режиссеры, работающие с чеховскими пьесами. <...> Так, Жан-Луи Барро, поставивший в Париже в 1954 «Вишневый сад», писал: «Лопахин страшен и в то же время робок, нерешителен, добр; Раневская – бренная <...>