ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» © 2010 В.В. Инютин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 9 октября 2010 года Аннотация: В данной работе исследуются приёмы и средства комического изображения в поэме Н. Гоголя <...> Выделяются основные комические мотивы миражности и абсурда в образах героев. <...> Она значительно более многосложна, и эта многосложность задана своеобразным авторским восприятием жанрового термина «поэма» [1, 3]. <...> важен в нём смысл соединения противоположных начал: эпоса и лирики, путевых заметок и романа, пафоса и сатиры. <...> В конечном счёте – одновременно и позитивной, и негативной оценки объекта изображения. <...> Комический план изображения строится как постепенное нарастание негативных свойств явлений и персонажей. <...> Трудно согласиться с Ю.В. Манном, предложившим иной алгоритм развития комического: исследователь основывался, по преимуществу, на внетекстовых аргументах, прежде всего – на творческих замыслах самого Н. Гоголя <...> Но уже в самом начале повествования комическое переплетено с обобщённофилософским. <...> Точнее, в философском, по сути, диалоге двух мужиков о движении и © Инютин В.В., 2010 46 колесе заложена потенциальная возможность размышлений о позитивных слагаемых реальности народа и страны. <...> А комическое, на первый взгляд, выглядит обыденно мелким: облик Чичикова, облик города NN, масса бытовых подробностей [1, 7-12]. <...> В дальнейшем движение материала вроде бы должно идти по пути нарастания всё большей очевидности внешних черт комического. <...> Внешние комические черты всё менее эффектны, они оказываются вовсе невзрачными, тусклыми в главе о Плюшкине. <...> Зато нарастает, всё отчётливее обнаруживается сущность комического образа мира, заключённая в нём с самого начала. <...> Исследователями давно отмечен особый способ изображения внешности Чичикова в первой главе поэмы: это не фиксация тех или иных черт, но отрицание этих черт: он не тонок, не молод, не стар и т. д. <...> Многократно повторённая фигура отрицания <...>