2006, ¹ 1 СЕМИОТИКА ШРИФТА © 2006 О.В. Осетрова Воронежский государственный университет Письменность, шрифтовая графика являются сложной высокоразвитой системой. <...> Чтобы наиболее результативно оперировать ею при исполнении обращений, необходимо изучить свойства шрифта как знака, его коммуникативный потенциал, способы повышения выразительности и воздействия на реципиента. <...> “При определении места искусства шрифта в эстетическом освоении действительности нужно исходить из специфики шрифта как визуальной системы знаков. <...> Тот факт, что он вместе с тем выступает и в виде носителя мысли, сближает его со свободными искусствами, поскольку любое произведение искусства заключает в себе также ассоциативный аспект. <...> В известном смысле искусство шрифта можно сравнить с интегрирующим искусством театра или музыки, поскольку как там, так и здесь исполнители в целях эстетического воздействия на реципиента доносят до него заранее заданные комбинации слов или музыкальных элементов”[11, 11]. <...> Для того чтобы приступить к подробному исследованию воздействия различных гарнитур шрифта на читателя, на наш взгляд, необходимо выяснить, что есть письмо и что есть речь, каким образом язык устный находит отражение в письме. <...> Письмо возникло значительно позже звуковой речи и появилось оно тогда, когда в результате развития общества звуковая речь перестала удовлетворять потребностям людей. <...> Одно из важнейших отличий письма от речи состоит в том, что 136 средства письма воспринимаются зрительно. <...> Для дальнейшего исследования шрифта как знаковой системы необходимо определить значение терминов “графема”, “фонема” и “буква”, а также их отношение друг к другу. <...> Термины “графема” и “фонема” впервые употребил И. А. Бордуэн де Куртене в 1912 году в работе “Об отношении русского письма к русскому языку”. <...> Автор одной и той же графемой считает знаки, имеющие одно и то же фонематическое значение, игнорируя форму знака. <...> Он отвергал <...>