2006, ¹ 1 ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА МОДУЛЬНОГО ТЕКСТА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) © 2006 Е.В. Быкова Санкт-Петербургский государственный университет В данной статье пойдет речь о текстах, специфика которых определяется тем, что составляющие его части, или фрагменты, организованы не в одномерном пространстве (линейная организация речевого материала), а в двумерном (организация речевого материала на плоскости): модульная реклама, мемориальные надписи и т. п. <...> Любой текст сочетает в себе два принципа организации речевого материала. <...> С одной стороны, речевая цепочка имеет линейный характер: каждое последующее слово ставится справа от предыдущего, и в этом смысле мы можем говорить об одномерности того пространства, в котором формируется и существует текст. <...> Несмотря на то что синтаксическая структура предложения не является одномерной, она порождается именно в виде линейно организованной цепочки слов. <...> Однако, в силу специфики того материала, на котором фиксируется речь (чаще всего это лист), речевая цепочка по длине не может быть такой, чтобы она вобрала в себя все слова текста. <...> И вот эти части речевой цепи, или строки, организуются в систему уже не в одномерном, а в двумерном пространстве, то есть на плоскости. <...> Страница – это совокупность отрезков линейной речевой цепочки, организованная на плоскости в определенную графическими (полиграфическими) правилами систему. <...> Наша письменная речевая практика устроена таким образом, что любой текст располагается на плоскости листа. <...> Поэтому всегда при создании текста мы вынуждены заниматься системным расположением отрезков линейного речевого материала на плоскости (очерчивать поля, делить текст на строки, обозначать колонтитулы и сноски, делать абзацные отступы, выделять заголовки и т. п.) <...> . Но вся эта системная организация имеет целью сделать максимально удобным восприятие именно линейной речевой цепочки. <...> Поэтому можно утверждать, что в обычной книге, журнале доминирует <...>