2006, ¹ 1 КОНФЛИКТ ИДЕОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ В РОМАНАХ А. И. <...> Те же старые пещерные чувства – жадность, зависть, необузданность, взаимное недоброжелательство – на ходу принимая приличные псевдонимы вроде классовой, расовой, массовой, профсоюзной борьбы, рвут и разрывают наш мир” А.И. Солженицын. <...> В конце 10-х годов ХХ столетия видение героя Достоевского превратилось в реальность, в которой расплывчатые образы обрели конкретные очертания. <...> Духовная сфера бытия, наоборот, или уничтожается, как православие, или оказывается замещенной, как нравственность новой общественной моралью, что проявилось в превалировании партийно целесообразного и политически обусловленного при классификации разумного, доброго, вечного. <...> Солженицын, например, таким образом обозначил нравственный выбор русского писателя: “Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на Родине или его народом. <...> Философская проблема выбора между политически обусловленным и нравственно единственно приемлемым в романе Солженицына “Август 14-го” реализуется в контексте исторически достоверного сюжета о событиях первой мировой войны. <...> Один из героев романа, Ленартович, сам для себя разграничивает одну войну на две. <...> . Поэтому не удивительно, что в романе Солженицына столкновение тезисов идеологии и тезисов нравственности носит запутанный характер. <...> Беседа военного юриста Ленартовича и врача Федонина, выливающаяся в острую полемику, во многом находится в русле заявленной проблематики и многое объясняет в авторском замысле. <...> Гуманизм социалиста Ленартовича с точки зрения нравственных понятий Федонина парадоксален – это борьба с людьми за людей. <...> Но такой подход к проблеме неприемлем и непонятен врачу Федонину: “Наши солдаты пусть страдают и ВЕСТНИК ВГУ. <...> 2006, ¹ 1 КОНФЛИКТ ИДЕОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ В РОМАНАХ А. И. <...> Теперь уже <...>