ИГАНА © 2006 А.Л. Савченко Воронежский государственный университет В европейской поэзии и, в частности, ирландской, пейзаж всегда занимал значительное место. <...> Описание природы и связанные с ним настроения и переживания персонажей художественных произведений воплощались и в древних легендах, сагах и преданиях, и органично включались в стихи У. Б. Йетса, П. <...> В их творениях пейзажные зарисовки подчас имеют описательную функцию, могут нести символическую нагрузку, оттенять и акцентировать чувства и эмоции человека, а также являться одним из способов видения мира. <...> В современной ирландской поэзии мы находим картины сельской местности с еще сохранившимся почти патриархальным бытом, городской урбанизированный пейзаж, но все же подобные зарисовки достаточно антропоморфичны, ибо в центре внимания авторов – человек и его связь и отношения с природой. <...> Можно говорить о городских ландшафтах в произведениях ирландских авторов. <...> Иган создает свой мир, своеобразный микрокосм, фиксируя в стихах как картины природы средней части Ирландии, так и обыденное существование ее обитателей. <...> И это не удивительно: ведь Мидлэнд – место, где он родился и вырос, где жили его предки и где до настоящего времени живет он сам в небольшом городке Ньюбридж. <...> Напомним, что литературную карьеру поэт начал, выпустив в свет несколько стихотворных сборников: “Мидлэнд” (“Midland”, 1972), “Листья” (“Leoves”, 1974), “Этлон? <...> и др., в которых создал впечатляющие зарисовки, где отчетливо выражено живописное начало. <...> Давно известно, что поэт нередко творит образы, связанные с освоением видимого мира, ориентируясь, в отличие от художника, не на 64 зримое восприятие его произведения, а на воображение читателя. <...> Еще в XIX в. американские поэты обратили внимание на то, что “живопись и скульптура воспроизводят зримые предметы и через их посредство вызывают связанное с ними чувство или переживание; поэзия же в словесных символах вызывает представление о зримом <...>