2006, ¹ 1 НАРЦИССИЗМ КАК ПРИЕМ: ФОРМЫ ЛЕГИТИМАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЭЗИИ Д. ВОДЕННИКОВА <...> © 2006 А.А. Житенев Воронежский государственный университет Одной из самых важных литературоведческих теорий, сориентированных на поиск интегрирующей смысловой основы текста, всегда являлась теория автора. <...> Идея “смерти автора”, ретроспективно нацеленная на опыт тенденциозной литературы, не столько поставила эту теорию под сомнение, сколько побудила исследовать конкретные механизмы “присвоения авторской власти” [2, 12]. <...> В модернизме проблема легитимации авторской “власти” изначально связана с ситуацией ценностного вакуума, “смерти Бога”, что обусловливает интерес к разнообразным формам опосредованной оценки и самому событию смыслопорождения. <...> Вместе с тем, как показывает опыт современной литературы, образ автора как персонифицированного носителя оценки отнюдь не изъят из художнического арсенала [6, 181-182]. <...> Показательным в этом плане является творчество Д. <...> 1968), представителя “автобиографической школы” [3], поставившего во главу угла особый эстетический конструкт – маску непосредственности. <...> , есть способность к отчуждению от внеэстетического, дар переводить все, нарушающее гармонию, в разряд не-сущего: “А я вот все живу – как будто там внутри /<…>/ не этот смерти пухнущий комочек, / не костный мозг и не подкожный жир, / а так, как будто там какойто жар цветочный, / цветочный жар, подтаявший пломбир” [4, 41]. <...> есть в этой связи конфликт бытия, понимаемого как прекрасное, и ничто, тождественного всему, что в эту категорию не укладывается: “И мне не нужно знать / (но за какие муки, но за какие муки и слова!) – / откуда – этот свет, летящий прямо в руки, / весь этот свет – летящий прямо в руки, / вся эта яблоня, вся эта – синева… <...> отношение к “другому” изначально определяется тем, что этот “другой” – возможный объект эстетического созерцания: “За нестерпимый блеск чужого бытия, / за кость мою, не ставшую сиренью, / из силы <...>