2006, ¹ 1 РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА НОМИНАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ © 2006 Т.Н. Голицына Воронежский государственный университет Одним из аспектов познавательной деятельности человека является осознание ее субъектом недостаточности той информации, которой он располагает. <...> Ситуация информационного поиска – это познавательная ситуация, особенностью которой часто является информационная неопределенность. <...> В двадцатом веке эпистемологические теории стали использоваться в гуманитарных науках: психологии, эстетике, лингвистике. <...> Для лингвистики особенно интересны эпистемические исследования проблем модальности. <...> Эпистемическая модальность – это способ выражения отношения субъекта речи к своему знанию: известно, неизвестно, предполагается, возможно и т. п. <...> Эта рефлексия находит свое выражение в выборе определенных речевых средств, которые в русском языке достаточно многообразны. <...> Нас заинтересовали прежде всего высказывания с ментальными предикатами [1], высказывания с неопределенными местоимениями и вопросительные высказывания (предложения). <...> При анализе семантических признаков ментальных предикатов в качестве семантического ориентира можно выбрать глагол знать в высказываниях Я знаю, что Р. <...> Глагол знать имеет значение располагать какими-либо сведениями, быть осведомленным относительно чего-либо, обладать знаниями, т. е. несет инвариантное значение “иметь информацию”. <...> ), 3) собеседник сомневается в уровне владения информацией и говорящему следует разубедить его: – Я знаю стихотворение (если кто-то думает, что я не знаю стихотворения, то он ошибается). <...> По поводу глагола знать велась дискуссия еще в лингвистической философии: ее представителей особенно интересовал переход от интенциональных состояний к лингвистическим актам. <...> Остин [4] предлагает различать две основные модели употребления выражения “Я знаю”: в первой речь идет об отношении субъекта высказывания к внешним обстоятельствам <...>