2005, ¹ 2 КОГНИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЛЕКСЕМЫ “ОБЩЕНИЕ” В РУССКОМ ЯЗЫКЕ © 2005 М.В. Шаманова Воронежский государственный университет Когнитивная лингвистика – это лингвистика, которая исследует концепты через значения языковых единиц. <...> Предметом исследования в когнитивной лингвистике являются значения языковых единиц,объективирующих тот или иной концепт, а конечной целью – реконструкция (моделирование) концепта как мыслительной единицы по данным языка [3]. <...> Для более полного описания содержания ментальной категории используются психолингвистические процедуры [4]. <...> Описание психологически реального значения слова как компонента языкового сознания позволяет более полно представить и описать содержание концепта. <...> Психологически реальное значение слова – это значение в том объеме семантических компонентов, в котором оно реально присутствует в сознании носителей языка. <...> Это тот объем семантических компонентов, который актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве более и менее ярких признаков, ядерных и периферийных (И. А. Стернин). <...> Для выявления психологически реального значения слова мы провели направленный ассоциативный эксперимент. <...> В эксперименте принимало участие 967 человек, жители крупных, средних и малых населенных пунктов, соответственно 305, 322 и 340 человек. <...> Результаты обработки результатов психолингвистических экспериментов позволяют построить ассоциативное поле стимула общение, которое имеет следующий вид (цифры указывают количество испытуемых, давших соответствующую реакцию): беседа 388, обмен информацией 220, установление и поддержание взаимоотношений 117, взаимодействие двух и более человек 106, разговор между людьми 96, дружба 61, обмен мыслями 59, обмен знаниями 66, взаимопонимание 53, контакты с друзьями 28, обмен чувствами 27, встреча 26, жизнь, приятное времяпрепровождение, проведение времени 24, речь 23, веселье <...>