ТИКА “СТРАНСТВИЯ ФРАНЦА ШТЕРНБАЛЬДА” © 2005 Е.А. Панкова Воронежский государственный университет Романтизм создает собственный образ средневековья, который проникает во все сферы духовной культуры Германии первой половины XIX века. <...> В романтической эстетике этот образ является одной из важных составляющих, имеет мировоззренческую значимость, дает базу для создания некоей социальной, эстетической и моральной утопии. <...> Важным компонентом “романтического средневековья” становится образ средневекового города, самобытная красота которого является открытием романтической эстетики, прославляется разными языками искусства. <...> Наиболее часто внимание романтиков в качестве эстетических образцов привлекают древние южно-немецкие города Нюрнберг, Аугсбург, Базель, Страсбург и др., бывшие в XV–XVI вв. местами расцвета искусств и гуманистической учености. <...> Неизгладимые впечатления от первой встречи с прославленным городом изливаются в письмах и дневниках юноши. <...> “Внетекстовая действительность” сказалась на формировании художественного видения и мышления Вакенродера и, переработанная в художественный образ, вошла в текст романтической культуры. <...> Средневековый город кажется Вакенродеру огромным, “лабиринтообразным” (labyrintisch), “необычайным” (abenteuerlich), здесь нет ни единого современного фасада (keine neumodische Facade)4 ности бывший ученик Фридрихсвердеровской классической гимназии современного просвещенного города Берлина, предпринимает пешее путешествие из Эрлангена в Нюрнберг. <...> Прославленный старинный немецкий город становится той “внетекстовой действительностью”, особенно важное влияние которой на ранних этапах развития творческой личности подчеркивал М. <...> : “Не могу надивиться на этот город, в нем не найдешь ни одного нового здания, одни старые, начиная с 1 Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве / В. Г. Вакенродер. <...> Античное и средневековое в дневниках Франца Грильпарцера / Д. Л. Чавчанидзе // Балтийский <...>