2004, ¹ 2 МАССОВЫЙ ТЕКСТ И КАТЕГОРИЯ ЛИЦА © 2004 А.Н. Потсар Санкт-Петербургский государственный университет Образ человека является одним из наиболее существенных компонентов картины мира, а категория лица, представляющая его в тексте, относится к числу понятийных категорий, связывающих языковой материал с общим строем человеческого мышления [1], и проявляется как на всех уровнях языковой системы, так и в качестве текстовой категории. <...> Ее проявления в языке и речи многообразны: это и система личных местоимений, это и категория лица в морфологии и синтаксисе, это разнообразные выразительные средства, точка зрения и многое другое. <...> В данной статье предметом анализа являются основные речевые способы представления в массовом тексте человека как элемента внеязыковой действительности: человек может быть назван, изображен, о нем может быть дана информация и т. д. <...> Нам представляется, что подобный аспект анализа одной из основополагающих категорий позволит, с одной стороны, углубить представление о самой категории лица, с другой стороны, поможет выявить общие закономерности, характеризующие специфику формирования широкой и разнородной группы массовых текстов. <...> Под массовым текстом мы понимаем любой текст, произведенный и бытующий в сфере массовой коммуникации. <...> По мнению Умберто Эко, теория массовых коммуникаций применима к сообщениям, вырабатываемым промышленным способом и предназначенным для неопределенного круга адресатов, в обществе индустриального типа, внешне сбалансированного, но в действительности насыщенного различиями и контрастами. <...> При соблюдении этих условий “то разное, что есть в характере и воздействии таких способов коммуникации, как газета, кино, телевидение или комикс, отходит на второй план по сравнению с тем, что в них есть общего”[2]. <...> В качестве материала для анализа в данной статье выбраны письменные, печатные тексты СМК. <...> Человек составляет предмет многих литературных и риторических <...>