2004, ¹ 2 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ © 2004 М.В. Шаманова Борисоглебский государственный педагогический институт Составной частью когнитивного сознания нации является коммуникативное сознание. <...> Под коммуникативным сознанием, по определению И. А. Стернина, понимается “совокупность знаний и механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека. <...> Это коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, а также набор принятых в обществе норм и правил ведения общения. <...> Коммуникативные категории содержат информацию о том, “как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления” [3, 30-31]. <...> Под коммуникативными категориями понимаются наиболее общие по своему содержанию коммуникативные концепты, содержащие наиболее существенную для коммуникативного сознания и обобщенную коммуникативную информацию. <...> Категории – это вторичные зонтичные концепты, то есть обобщающие и включающие в себя первичные, более конкретные концепты. <...> Используется следующая методика выделения коммуникативных категорий как единиц национальной концептосферы: 1) составляется список всех имеющихся в концептоcфере коммуникативных концептов; 2) выявляются наиболее обобщенные из них (зонтичные, то есть покрывающие ряд других коммуникативных концептов); 3) определяется важность, актуальность концептов для национального сознания; 4) анализируется степень лексической объективации концепта (категории должны иметь высокий уровень лексической объективации – ключевые слова-репрезентанты концепта должны возглавлять большое, многотысячное лексико-фразеологическое поле; репрезентанты концепта должны иметь обширное ассоциатив96 ное поле с высоким уровнем согласованности ассоциативных реакций); высокий уровень языковой объективации является показателем <...>