ЧЕХОВА © 2004 В.В. Ветохина Воронежский государственный университет Известно, что деталь в творчестве Чехова и особенно в его художественной прозе играет выдвинутую, чрезвычайно важную роль. <...> Очень точно об этом написал Е. С. Добин в книге “Искусство детали”: деталь у Чехова является “смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения”. <...> Рассказы “Учитель словесности” и “Дама с собачкой” подтверждают это. <...> На первый взгляд кажется, что оба рассказа связывает только тема любви. <...> Но прежде всего необходимо дать хотя бы рабочую классификацию деталей. <...> Выделяются психологические детали: деталь-штрих, детальжест, деталь-действие, характеризующие особенности внешнего поведения и внутреннего самочувствия героя, речевые детали, предметные, портретные. <...> Следует также учитывать, что все эти детали несут различные функции и по-разному выражают позицию автора. <...> ); 2) работы, посвящ¸нные непосредственно прозе Чехова и роли детали в ней (это в первую очередь книги З. Паперного <...> Все е¸ разновидности весьма часто встречаются в обоих рассказах. <...> Так, деталь-штрих последовательно используется Чеховым для характеристики персонажей. <...> Например, первое описание Вари Шелестовой из рассказа “Учитель словесности”: “Ей было уже 23 года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери”. <...> Так, Варя разговаривала со своей младшей сестрой Манюсей “тоном классной дамы”, что говорит об искусственности, выделанности е¸ поведения, снисходительно-ревнивом отношении к младшей сестре. <...> О том же самом свидетельствует и другая детальштрих, включающая и речевую формулу: “Называла она себя старою девой – значит, была уверена, что выйдет замуж… <...> ” В рассказе “Дама с собачкой” при характеристике жены Гурова читатель узна¸т, что она “не писала в письмах ъ, называла мужа не <...>