Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2004

ИНФОРМАТИВНОСТЬ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ”) УТРАТА БЕЗ ОБРЕТЕНИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДыханова
Страниц4
ID522604
АннотацияВ школьном обиходе это произведение из десятилетия в десятилетие изучается в рамках, заданных “реальной критикой”, с чьей точки зрения обывательская рутина губительна для человека, не нашедшего общественного применения своим возможностям. Эта привычная схема обнаруживает свою ошибочность даже при самом поверхностном сопоставлении с текстовыми фактами. Главный герой, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев, вполне отвечает сложившемуся в литературе стереотипу. Человек мыслящий, абсолютно не приемлющий обывательского существования (на первых порах “обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его”), убеждённый, что “без труда жить нельзя”, Старцев воспринимается окружающими через некоторое время как надменный чужак (“…его прозвали в городе “поляк надутый”, хотя он никогда поляком не был”).
Дыханова, Б.С. ИНФОРМАТИВНОСТЬ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ”) УТРАТА БЕЗ ОБРЕТЕНИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / Б.С. Дыханова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2004 .— №2 .— С. 17-20 .— URL: https://rucont.ru/efd/522604 (дата обращения: 19.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2004, ¹ 2 УТРАТА БЕЗ ОБРЕТЕНИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ РАССКАЗА А.П. <...> ЧЕХОВА “ИОНЫЧ”) © 2004 Б.С. Дыханова Воронежский государственный педуниверситет В школьном обиходе это произведение из десятилетия в десятилетие изучается в рамках, заданных “реальной критикой”, с чьей точки зрения обывательская рутина губительна для человека, не нашедшего общественного применения своим возможностям. <...> Эта привычная схема обнаруживает свою ошибочность даже при самом поверхностном сопоставлении с текстовыми фактами. <...> Главный герой, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев, вполне отвечает сложившемуся в литературе стереотипу. <...> Человек мыслящий, абсолютно не приемлющий обывательского существования (на первых порах “обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его”), убежд¸нный, что “без труда жить нельзя”, Старцев воспринимается окружающими через некоторое время как надменный чужак (“…его прозвали в городе “поляк надутый”, хотя он никогда поляком не был”). <...> Не только образ мыслей, но и то обстоятельство, что чеховский герой – разночинец (сын дъячка), его род занятий и избранная стезя (Старцев служит в земской больнице) являются важным штрихом к портрету передовой личности. <...> И если возвращение Екатерины Туркиной под родительский кров легко объяснимо разочарованием в себе (“Я такая же пианистка, как мама писательница”), то причины, по которым умный, образованный, нравственный человек, хороший врач (о ч¸м свидетельствует огромная практика в городе) в короткие сроки превращается в свою противоположность, не столь очевидны. <...> Возлагать вину за стремительную деградацию личности чеховского героя только на провинциальную жизнь – значит игнорировать стилевое содержание чеховского письма, в языковом пространстве которого и реализуется вся полнота художественной истины. <...> Неявная символизация возникающих в повествовании образов совершается в тексте “Ионыча” уже на уровне <...>